Город Снос лодочной станции репортаж Лакомый кусок в центре города: кто и почему забирает землю у объединения лодочников на острове Отдыха

Лакомый кусок в центре города: кто и почему забирает землю у объединения лодочников на острове Отдыха

После череды проверок со станцией расторгли договор аренды и теперь намерены выставить землю на торги

Летом на острове Отдыха стоят три сотни судов, зимой их убирают на хранение. Лодочники опасаются, что это последний их сезон на этом месте

Лодочная станция «Отдых» существует на одноименном острове с 1960-х годов. Сначала она была напротив гостиницы «Амакс», в 2012 году судовладельцев вынудили переехать по другую сторону от моста — на их месте построили базу МЧС. Со временем на берегу Абаканской протоки появились двухэтажные эллинги, в воде — боны на 300 с лишним мест для стоянки маломерных судов. Спокойная жизнь лодочников закончилась в июне этого года: умер основатель объединения Юрий Карпов, случился потоп, а дальше проблемы начали расти как снежный ком, несмотря на теплое время года.

После череды проверок и крупных штрафов со станцией сначала расторгли договор аренды земли, а следом — договор на размещение объектов. Лодочники уверены, что их участок приглянулся конкретному бизнесмену, Анатолию Владимировичу Корякину, — тот уже заключил договоры водопользования прибрежной зоной с разных сторон острова. Сам он утверждает, что земля «Отдыха» ему не интересна. В ситуации разбиралась Татьяна Стриганова.

Лодочная станция в 1979 году. Судовладельцев было очень много

С проверкой пришли «обычные горожане»

Юрий Карпов, ныне покойный президент объединения лодочников в Красноярске, посвятил целую жизнь любимому делу — сплотил владельцев самых разных судов и строил для них удобную инфраструктуру. Получив новое необустроенное место под станцию в 2012 году, он его сделал гораздо лучше, чем прежнее: отсыпал болотистый берег, а дно углубил, чтобы было удобно парковать любые суда. В 2015 году члены общества начали возводить дорогие эллинги — двухэтажные гаражи под лодки с зоной отдыха на втором этаже. Проект комплекса нестационарных зданий согласовали в мэрии.

Эллинги для хранения лодок начали строить в 2015 году, до этого возвели насыпь для укрепления и поднятия берега

— Все работы лодочники делали за свой счет. Создание высокой насыпи вдоль берега и углубление русла обошлось им в 20 миллионов рублей. Каждый построенный эллинг — еще порядка миллиона рублей, но эти строения принадлежат конкретным лодочникам. Люди вкладывались, потому что доверяли властям, — вспоминает член сообщества лодочников с более чем 20-летним стажем Юрий Васильевич Кузнецов.

— Когда в 2012 году станция переехала на новое место, Эдхам Акбулатов (бывший мэр Красноярска. — Прим. ред.) говорил нашему руководителю: «Стройтесь, мы дадим вам долгосрочную аренду на 49 лет». Но первый договор появился только через два года. К этому моменту мы провели огромную работу — только на создание насыпи ушли огромные деньги. Проблем не было никаких. Прошлой зимой у нас подняли арендную плату с 6 до 46 тысяч в месяц, но потом сразу вернули всё, как было, после шума в СМИ, — припомнил Кузнецов.

Внутри эллинг напоминает гараж, но для лодки
Второй этаж у многих — в виде зоны отдыха

И всё же твердой уверенности в завтрашнем дне не было: власти обещали, что сделают для общества договор долгосрочной аренды, но ограничивались 2–3 годами. Первый договор на участок у моста появился в 2014 году, следующий — в 2017-м. Заканчивался он летом 2022 года, но съехать их вынуждают раньше. Департамент земельных отношений мэрии досрочно расторг его в октябре этого года. Решению предшествовали несколько проверок. Лодочников обвинили в захвате муниципальной земли, захламлении территории, неправильном цвете эллингов и нескольких граффити. Это по убыванию тяжести нарушений.

Вот за эту картину лодочникам выставили штраф в 50 тысяч рублей и указали на ржавчину на заборе

Все эти проблемы теперь пытается решить дочь основателя станции Русана Карпова вместе с несколькими активистами станции. Раньше, с ее слов, все административные вопросы мог уладить отец, а после его смерти — хоть потоп. Что, собственно, и случилось летом 2021 года.

— Первого июня отец скоропостижно скончался. А уже буквально через неделю появились первые проверяющие. Они нас не предупреждали о визите, не представлялись, просто ходили по территории станции, всё фотографировали.

Была ситуация: Логинов (Владислав Логинов, первый заместитель мэра. — Прим. ред.) с главами нескольких департаментов приехал на проверку, а сторожу сказали, что они «обычные горожане». Их проверки как раз совпали с наводнением: Енисей поднялся на несколько метров, у нас всё было в воде, и, когда она ушла, вид был не из приятных. Но мы старались всё привести в порядок оперативно, — говорит Карпова.

Нас встретили Русана Карпова и Юрий Кузнецов

Лодочники говорят об отсутствии любого диалога с властью. Чиновники приходят под видом горожан (таких проверок только за период с июня по ноябрь они насчитали более 10), проводят обследование территории, иногда оно длится по несколько часов, уходят, а спустя несколько дней Русане поступает звонок из мэрии: «Приглашаем на административную комиссию».

— Нам же не говорят, как можно исправить ситуацию, что сделать, чтобы было лучше. С нами не ведут никаких диалогов. Их манера общения выглядит, по нашему мнению, так: «Вы нам неинтересны, у нас есть свои предприниматели на это место». Составили некий акт, который мы не подписывали и даже не знаем, что в нем написано. Но на основании этого документа они расторгают досрочно с нами договор. Это явное нарушение. Мы обратились в прокуратуру по этому поводу, истребовали уже этот акт, в котором написано про захламление территории. У одного из эллингов они нашли стройматериалы: доски, деревянные поддоны, сложенные ровной стопочкой. И за это расторгать договор?! — возмущена Карпова.

Территория у станции большая, 7 тысяч квадратных метров, но за ней стараются следить

Позиция властей


Все выявленные нарушения привели к расторжению сначала договора аренды, а затем и договора размещения нестационарных объектов. Последний действует до 10 января 2022 года.

В администрации Центрального района считают, что лодочники «Отдыха» незаконно захватили 1500 квадратных метров муниципальной земли и захламили отведенную им часть острова.

— Самовольно установлены металлические контейнеры и беседки. Дальнейшая судьба этого участка будет определяться через процедуру торгов. Потребность горожан и гостей города в лодочной станции очевидна, поэтому планируется там разместить именно такой объект. Однако он должен располагаться строго в границах предоставленной территории, а его владельцы — соблюдать правила благоустройства, поддерживать чистоту и порядок. Этот участок должен вписаться в единый стиль с обновленными городскими набережными, — говорят в администрации Центрального района.

Потребность в лодочной станции именно здесь подтверждает статистика: круглый год у острова Отдыха свою технику хранят 140 судовладельцев, а в сезон навигации — около 300, включая катера ФСБ и полиции.

Кто-то из проверяющих попрекнул лодочников парковкой на газоне. Однако это насыпь, которая специально была создана для этих целей

Итогом всех проверок стали два постановления об административном правонарушении. «Отдыху» вменяют нарушения правил благоустройства. В первом случае станцию оштрафовали на 50 тысяч рублей за синий цвет эллингов, во втором — за ржавчину на заборе и несогласованную картину на аналогичную сумму. Кстати, картину нарисовали профессиональные художники несколько лет назад. Почему чиновники заметили ее только сейчас, непонятно. Адвокат Русаны Карповой Алексей Гончаров сейчас обжалует эти постановления в Арбитражном суде Красноярского края. По первому постановлению суд уже встал на сторону чиновников, причем, по словам Гончарова, его доводы не были услышаны, зато в защиту властей суд нашел дополнительные аргументы.

Следующий этап — обжалование уведомления об отказе от договора (досрочного прекращения договора аренды. — Прим. ред.).

— Я бы понял, если бы с 2014 года их регулярно проверяли, находили нарушения, фиксировали, штрафовали. Понятно, что власти делают свою нормальную работу. Но в этом случае есть явное злоупотребление: о проверках не уведомляли, документы не предоставляли, все нарушения были найдены в течение последних месяцев. Причем их намеренно разделили на несколько постановлений, — говорит Гончаров.

Русана Карпова отправила жалобу на чиновников мэрии в прокуратуру. Там пообещали дать ответ и пострадавшим лодочникам, и NGS24.RU в начале этой недели.

На этом катере ходят в экспедиции по Енисею

«Всё делают в интересах конкретного человека»


На фоне скупости комментариев чиновников лодочники стали сами искать первопричину происходящего.

— В нашем обществе — много владельцев судов, которые работают в официальных структурах, в том же «Енисейречтрансе» и других. И вскоре мне сказали, что акваторию нашей станции уже согласовали компании «Феррата+». Ее руководитель — Анатолий Корякин, он уже выиграл несколько аукционов на водопользование на разные участки вдоль русла Енисея в Красноярске. В данный момент он оформляет документы и на водопользование участком около нашей станции. И весь этот процесс с проверками, похоже, был организован в интересах конкретно этого человека, — предполагает Русана Карпова.

Про Анатолия Корякина многие городские СМИ написали летом 2019 года: он в качестве инвестора вместе с городскими властями показывал план по благоустройству противоположной части острова Отдыха. Напротив микрорайона «Белые росы» его компания «Легион+» занимается благоустройством пляжа и мангальных зон. Нашему корреспонденту Корякин тогда на месте показывал план и более долгоиграющий — с открытым бассейном, парком для отдыха, ведь земля у предпринимателя в пользовании до 2032 года.

По данным сервиса «Контур.Фокус», Анатолию Владимировичу Корякину в Красноярске принадлежит фирма по производству бытовок, вагончиков и прочих модульных строений из профлиста «Легион+». Основанная в 2010 году, она и сейчас официально в штате имеет всего одного сотрудника. Есть фирма «Гарден», основанная в марте прошлого года. Ей Корякин владеет наполовину с Евгением Кривошеевым. Но договоры водопользования, которые мы нашли на сайте краевого портала правовой информации, оформлены на «Феррата+», компанию, которой Корякин владеет наполовину с Михаилом Бражевским. Последний работает на предприятии гендиректором.

В этом году «Феррата+» оформила три договора водопользования в Красноярском крае. Первый лот на акваторию напротив «Белых рос», но не у пляжа «Легиона», а по другую сторону от Ярыгинского проезда. Второй лот — на другой стороне острова с видом на центр города. Третий лот расположен вообще за пределами Красноярска, в Сухобузимском районе.

К концу 2021 года, помимо благоустройства острова, у Корякина действительно появились планы на новый проект — запуск речных трамвайчиков по Енисею и строительство причала. Но участок станции «Отдых», по его собственным словам, ему не интересен. Он планирует построить причал рядом со своим пляжем.

Ни вода, ни земля на станции «Отдых» Корякину не нужна, об этом он заявил NGS24.RU

— У меня не будет договора водопользования на их территорию. И даже если там что-то начнется, я не буду претендовать на это место, мне оно ни к чему. Я не хожу по чужим головам и тому подобное. По договорам, которые оформлены: в Сухобузимском районе есть база отдыха «Балчуг», и мы там делаем причал, чтобы люди из Красноярска могли приходить туда на катерах. Второй момент: здесь, на «Белых росах», мы хотим сделать плавающую террасу, где будут парковаться наши катера, на которые мы в прошлом году получили лицензию, первые в Красноярском крае оформили лицензию на перевозку пассажиров маломерным флотом. И наши катера 12-местные будут как речные трамвайчики ходить по Енисею.

Откуда эта информация может идти (об оформлении акватории. — Прим. ред.)? В городе я не знаю компаний, которые могли бы собрать пакет документов на водопользование. У нас есть специалисты, к нам обращаются за такой услугой. И я могу от своей фирмы собрать документы на водопользование акваторией и потом передать всё заказчику. Такое могло иметь место, — рассказал Анатолий Корякин.

Проведением аукционов на водопользование в Красноярском крае занимается министерство экологии и природопользования. Мы сделали запрос в ведомство относительно акватории около лодочной станции — претендует на нее кто-то и будет ли в ближайшее время объявлен аукцион именно по этому объекту. Нам ответили, что в этом году на пользование акваторией Енисея в районе Абаканской протоки поступило пять заявок, по результатам которых были объявлены аукционы. Последний опубликован в ноябре и касается небольшого участка у спуска к воде в районе гостиницы «Амакс». Об акватории станции в министерстве ничего не сказали, отметив, что на открытые аукционы может заявляться любой желающий.

Мы будем следить за аукционами на акваторию Енисея и дальше.

Другие варианты


Адвокат Алексей Гончаров не исключил, что намерение властей выставить землю на торги не обозначает конкурс на конкретно этот участок. Его могут объединить с другой частью острова или, напротив, разделить на несколько небольших.

Уже когда работа над данным репортажем подходила к концу, источник NGS24.RU сообщил, что вопросом станции заинтересовалось краевое Агентство по туризму. В ведомстве дали ответ, что занимаются развитием Енисея как туристического маршрута и остров Отдыха тоже входит в будущую схему причалов в Красноярске. Саму схему показать отказались, что тоже дает повод как минимум далее следить за этой темой.

— Мы не занимаемся конкретными лодочными станциями, поэтому не знаем всех деталей по этому вопросу. Мы скорее заинтересованы в развитии реки Енисея как туристического маршрута. По городу Красноярску мы ведем совместную работу с администрацией города. На сегодняшний день разработана схема причалов в акватории Красноярска, в которую входит в том числе и территория острова Отдыха. Основная цель — привести в порядок и повысить качество причальной инфраструктуры различного типа. Причем вопрос не только лодочных станций, но и капитальных причалов. В следующем году, например, заложены деньги на проектирование причала у Успенского монастыря. Есть проект по запуску электросудов на Енисее, которые, мы надеемся, поедут уже в следующем году. В связи с чем считаем важным, чтобы причальная инфраструктура была качественной и соответствовала всем современным требованиям, — отметили в агентстве.

На акваторию необходимо оформлять договор водопользования. У «Отдыха» его не было

Вместо послесловия


Мы поинтересовались экономикой объединения лодочников. «Отдых» — некоммерческая организация, и все собранные членские взносы (их размер в месяц составляет порядка 90 тысяч рублей) расходуются на аренду, коммунальные платежи, зарплату сторожей. Зарабатывать станция могла только на продаже бономест под стоянку. Одно такое стоит 50 тысяч рублей (платеж вносится один раз, и место навсегда закрепляется за владельцем судна). Но и эти средства, по словам лодочников, уходили на развитие и благоустройство их любимого места отдыха.

За аренду семи тысяч квадратных метров земли в самом центре города лодочники платят символические 6 тысяч рублей в месяц. Возможно, властей это перестало устраивать, особенно с учетом их желания «привести всё в единый стиль с новыми набережными» и расценок на аренду земли в целом по городу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства