Красноярский урбанист Пётр Иванов поделился своим мнением об эксперименте с пешеходным проспектом Мира. В минувшие выходные центр впервые перекрыли, а проезжую часть отдали людям. Красноярец поразмышлял над тем, к чему это может привести в будущем. Публикуем его мнение без купюр.
В минувшие выходные в Красноярске провели эксперимент — участок главной улицы города, проспекта Мира, сделали пешеходным. Признаюсь честно, мне поначалу идея эксперимента не очень пришлась по душе, потому как было опасение, что это превратится в народные гулянья в духе «сцена — шарики — салют». Рад, что опасения не оправдались.
Как это выглядело? Три квартала перегородили мобильными кофейными точками и бетонными блоками, одна из перпендикулярных главной улиц осталась открыта для движения, другая — так же перегорожена. Мэрия договорилась с местными бизнесами — рестораны и кафе выставили на тротуары и проезжую часть столики и пункты приема заказов, часть столиков предоставила городская администрация. К ресторанам и кафе присоединилась барахолка и магазин настольных игр. Также на улице были лекторий, две концертные площадки и большой зеленый ковер, на котором колбасились дети.
На разных участках были расставлены неизменные красноярские пальмы в кадках и объекты с выставки малых архитектурных форм, установлены арт-объекты, а также обращения от мэрии, что формат «Я в центре Мира» для горожан — это свидание с городом.
Людей было очень много. Всем хотелось себя показать и других посмотреть на новом променаде. Очень много детей, собак, скейтеров, самокатчиков, велосипедистов. Множество нарядных людей. При этом удалось избежать безвкусного и зарегулированного формата народных гуляний с ростовыми куклами, аквагримом и выступлениями чиновников. Можно было найти и громкие и тихие участки улицы, выйти со своей художественной или увеселительной активностью. В общем, Stadtluft macht frei в полный рост.
Интересно будет наблюдать за развитием этого эксперимента. Не исключено, что он породит размышления о трансформации проспекта Мира в сторону увеличения пешеходности. Не хотелось бы, впрочем, если бы это привело к мысли о создании красноярского Арбата. Чисто пешеходные улицы — прошлый век. Но, скажем, создание на Мира shared space (общее пространство. — Прим. ред.) было бы хорошим решением. Также эксперимент может стать примером конструктивного сотрудничества администрации с местным бизнесом и работы бизнеса с городской средой. На основе этого опыта можно выстраивать новые форматы, например, создание на Мира территориальной ассоциации бизнеса.
В общем, пока эксперимент следует признать успешным. Ждем последующих опытов.
Согласны с автором?