Под Копыловским мостом расположились несколько цехов одного из самых старых предприятий в городе. Округлые арки, огромные окна и другие эстетические «излишества» во внешнем виде зданий тогда были нормой, это потом, с приходом советской власти и курсом на борьбу с архитектурными излишествами, заводы больше стали напоминать безликие коробки бетона и кирпича.
Многим жителям города завод известен как место кровавых восстаний: около электромашинного цеха есть несколько мемориальных досок, а на фасаде для проформы оставили несколько следов от снарядов.
Мы решили пройти по заводу и узнать чуть больше из его истории.
С момента запуска мастерских в 1898 году прошло много времени, но у предприятия тогда и сегодня есть много общего. Самое главное сходство — это уже упомянутые здания цехов. Иногда здесь проезжают иномарки сотрудников, кое-где виднеется «современное» оборудование советского времени, но в целом обстановка осталась той же, что и 100 лет назад. Кстати, к началу 20 века в мастерских работало 1200 человек. Сейчас на 500 сотрудников больше. Для сравнения: в «пиковые» периоды, например, в Великую Отечественную войну, когда сюда эвакуировали два завода, на предприятии трудилось более 4 тысяч человек.
Самым драматичным периодом в истории завода называют революцию 1905 года. Тогда предприятию чуть не пришел конец, когда большая часть из его сотрудников, порядка 800 человек, в знак протеста заперлись в цеху и держали оборону в течение 4 дней.
Руководитель и создатель музея предприятия Вера Михайловна Кравцова рассказала нам альтернативную версию тех событий, которую ей в 90-е рассказали работники завода, принимавшие участие в восстании.
— В Сибирь ссылали революционеров всех мастей: анархистов, социал-демократов, петрашевцев и кого только не было здесь. Здесь они продолжили свою революционную работу, распространяя идеи. А на кого проще повлиять? На молодых бедных рабочих, которые получали по 47 копеек в день и жили в землянках тут же. Около тюрьмы стояли пушки, и они палили по цеху с рабочими, до сих пор можно увидеть выбоины в стенах, — говорит Вера Михайловна.
С другой стороны, никакого особого драматизма в восстании не было, как и массы жертв.
— В помещении цеха заперлись 800 работников, и почти сразу туда им загнали вагон хлеба. Когда рабочие решили сдаться, то вышло уже 400 человек. Остальные по разным тайным лазам уже давно покинули цех и сидели по домам. За все время сопротивления погиб один человек, и то это было похоже на несчастный случай, — говорит руководитель музея.
Кстати, восстание рабочих имело свои результаты. Рабочий день в мастерских сократили с 18 до 16 часов, появилось социальное страхование, при котором работник, получивший травму, получал компенсацию. Теперь за это отвечает профсоюз.
Кстати, в первые годы советской власти на заводе рьяно занимались ликвидацией безграмотности. Вера Михайловна нашла несколько документов, которые выдавались работникам, посещавшим занятия школы грамоты. Длились они три месяца, по их окончании человека вычеркивали из списка неграмотных. Бывало, что уже прошедшего курсы крестьянина по новой отправляли на обучение, если он плохо усвоил материал.
Завод занимает территорию в 37 гектаров — даже по нынешним меркам огромную. В начале 20 века она включала не только заводскую инфраструктуру, но и сад с редкими растениями, библиотеку, театр, больницу и даже собственную заводскую церковь. Кстати, уже в наше время красноярский завод выпустил вагон-храм имени святой княгини Ольги.
На территории завода было много перестроек. Сначала мастерские переделывали под завод в 1930-х, потом ушла паровозная эпоха, и в апреле 1971 года завод получил название «электровагоноремонтный».
— Рабочие рассказывали, что во время строительства уже современных цехов на глубине 80 сантиметров строители наткнулись на старую систему рельсов, которая была между цехами, — говорит Вера Михайловна.
Без рельсов и на современном заводе никуда: по ним транспортируются вагоны из цеха в цех, запчасти и так далее. Старые же рельсы строители решили использовать в качестве перекрытий для окон уже в новых помещениях. Не пропадать же даром хорошему металлу.
Мы заглянули в один из цехов инженерного (непроизводственного) назначения — работники с радостью, точнее со словами «Вы сейчас обалдеете!», показали нам инструменты, доставленные в Красноярск по ленд-лизу в 1940-х, инструменты были сделаны в США или Европе в начале 20 века.
Когда ситуация на заводе была лучше — в советское время или сейчас — сложно сказать. Вера Михайловна рассказала, что, как и любое крупное предприятие, завод не обошли репрессии.
— Я нашла документы на 121 человека, которые работали на заводе и были репрессированы. Назад на завод никто не вернулся. Выжили они или нет, проследить невозможно, — говорит музейный работник.
Сейчас у сотрудников и руководства завода другие заботы — поиск заказов для загрузки цехов.
Говорят, что периодически в истории события повторяются. В сентябре прошлого года руководитель профсоюза завода Наида Голубович заявила, что завод оказался на грани банкротства, а люди — в «предзабастовочном состоянии». Но, похоже, угроза закрытия прошла стороной.
На момент нашего визита ЭВРЗ работал в две смены.
Численность работников цеха по производству двигателей — 235 человек. В смену выходит половина сотрудников. Продукцию поставляют в основном для нужд Красноярской железной дороги. Отдельные типы двигателей идут для Свердловской железной дороги.
На производстве в основном заняты мужчины. Исключение — «секционный» цех. Сотрудницы соединяют провода в секционные катушки, которые потом устанавливаются внутрь двигателя.
Изначально на заводе был литейный цех, мини-металлургический завод, в котором работники сами производили металлические детали для паровозов, а потом уже электровозов. Он был самым грязным в плане вреда для сотрудников и окружающей среды. Здание уже давно снесли, а гончарку перенесли в другой цех.
Сейчас самым токсичным на заводе можно назвать цех, где производят сборку и покраску вагонов.
Вообще здесь занимаются ремонтом поездов дальнего следования и электричек. Но есть и специфические заказы. Например, помимо храма на колесах, здесь сконструировали и построили «Поезд здоровья», сюжеты про прибытие которого на вокзал того или иного города иногда выходят по ТВ.
Кстати, на ЭВРЗ готовы к сборке современных трамваев и даже собрали два экземпляра для Красноярска. Трамваи отдали городу, но заказов в ответ так и не поступило.