Сезон отпусков продолжается, и в Роспотребнадзоре края делятся инструкцией, как себя вести и что требовать во время задержки рейса.
Среди причин задержки, как правило, три основные: технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета. Во всех этих случаях пассажиры имеют право на ряд вещей.
Во-первых, вы можете отказаться от полета, и тогда перевозчик обязан вернуть деньги за билеты. Это касается и невозвратных билетов. Во-вторых, вы вправе требовать сверху еще и моральную компенсацию
— Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если, например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд), — рассказывают специалисты. — К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение 6 месяцев со дня задержки рейса.
Кроме того, пассажир вправе требовать и штраф за просрочку доставки в пункт назначения. По закону это 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% стоимости билета, если перевозчику не удастся доказать, что просрочка связана с форс-мажором, который мог отразиться на жизни пассажиров.
Сидя в аэропорту в ожидании самолета, пассажиры вправе требовать бесплатное хранение багажа, места в комнате матери и ребенка, если малышу меньше 7 лет. Пассажиров должны напоить, предоставить два телефонных звонка и 2 сообщения по электронной почте, если рейс задержан более, чем на 2 часа. Если ожидание составило больше 4 часов, то всех должны еще и покормить.
— При дальнейшей задержке рейса питание предоставляется каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время. Размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, — разъясняют права пассажиров в Роспотребнадзоре.
В этом же ведомстве могут помочь составить претензию к перевозчику и проконсультировать.
Суд может оштрафовать перевозчика за длительную задержку рейсов. Как было, например, с авиакомпанией «ЮТэйр». Их самолет не мог вылететь в Турцию 26 часов.