Город «Мы кайф от этого получаем»: история каждой изумительной фигуры из снега и льда на Татышеве (фоторепортаж)

«Мы кайф от этого получаем»: история каждой изумительной фигуры из снега и льда на Татышеве (фоторепортаж)

Первое место у профессиональных скульпторов вырвал преподаватель ИЗО с братом и отцом из Якутии, куда они увезут 90 тысяч рублей

Вечером 10 января жюри назвало лучшие фигуры мастеров конкурса «Волшебный лёд Сибири». Двадцати командам скульпторов из городов России и даже Латвии, Белоруссии и Японии давалось на их создание три дня — с 6 по 9 число. Но для продуманного шедевра этого мало, признавались мастера корреспонденту НГС, и готовились усмирять ледяные и снежные глыбы в последнюю ночь.

Мы наблюдали за процессом создания и сняли уже готовые скульптуры. Какое необычное применение участники находят на месте женским прокладкам, кухонным тёркам и тросам, почему россияне завидуют иностранным скульпторам — в материале далее.

«Коллективный разум», S.C.I.S, Шелехов
Эскиз будущей фигуры 

Свою прогулку вдоль импровизированной аллеи с ещё недоделанными на тот момент скульптурами мы начали с конца. Шел 3-й день конкурса, отложить инструменты мастера должны были к 8 утра — впереди вся ночь. «До нас не доходят прохожие. Сейчас начали задерживаться — что-то вырисовывается», — рассказывают участники из города Шелехов под Иркутском. На конкурсе они в 4-й раз и однажды уже занимали 1 место. Трое мужчин чуть ли не единственная команда непрофессионалов, они работают на иркутском алюминиевом заводе металлургами. На конкурсы ездят в отпуске или БС, но начальство относится с пониманием.

Подсветка позволяет фигурам смотреться выигрышнее 

Скульптуру «Коллективный разум» каждый будет читать по-своему, уверены участники. Её, как и все остальные участники, они высекают из огромной глыбы снега, который утрамбовали организаторы в огромный деревянный короб.

«Песня без звука», «Sikabums», Латвия
У кита человеческие губы — авторы не захотели соревноваться с природой 

Скульптура огромного кита с человеческими губами и аккордеоном — дело рук латышей. Профессиональный скульптор Зигмунд Вильнис рассказывает, что они с двумя коллегами визуализировали песню Раймонда Пауэлса «Немая песня»: «Говорят же, немой, как рыба». Сам автор еще и по гороскопу Рыба.

Команда «Muusuus» (Якутия), «Сезон рыбалки» 

Как вам скульптура с семьей рыбаков и медвежат? Именно она стала победителем в номинации «Снег», а её автор Пётр Петухов и команда «Мuusuus» увезут в Якутию приз в 90 тысяч рублей. Сам Пётр говорит, что резка по снегу и льду для него только хобби. Мужчина работает преподавателем ИЗО. Его брат — завхоз в управлении культуры, а отец — сварщик.

Скульптура заняла первое место в номинации «Снег»

«Я занимаюсь этим с 1999 года, со студенчества. Что самое сложное? Придумать, работа над композиций. А резать — нормально», — скромно рассказывает Пётр, еще не знавший, что займет первое место.

«Игра в мяч. Инволюция», Гвозди, Пермь

Идея создания огромной гориллы пришла команде из Перми во время прошлого конкурса на острове Татышеве. «Ассоциация с Кинг Конгом, — объясняет Артур Шелепаев, — Страшно — снег очень плохо забит. Должен был быть более грациозным, а получился страшным и сильным. Хотели конечности чуть потоньше. Пермская стилистика — всё маленькое и пузатое. Получилось, как получилось. Мы довольны результатом».

Грациозной горилла не получилась из-за рыхлости снега

За время фестиваля по Красноярску команде прогуляться не удалось, но сюда они ехали подготовленными — захватили одежду, рассчитанную на –60.

«Пески времени», Снежные человеки, Красноярск

Композицию «Пески времени» из снега «куют» красноярские скульпторы. Пока глава команды — скульптор Дмитрий Шавлыгин и его коллега Михаил Ковальчук, заканчивают лепку человека, младшего члена команды кидают на растерзание журналистов.

Тело человека пришлось настраивать сверху предоставленного куба 

Александр Третьяков объясняет задумку: «Мужчина, который находится в песочных часах, его засасывает время и он пытается из оков времени вырваться».

«Перекрёсток пяти дорог», Синяя линия, Пермь

Название этой скульптуры — «Перекресток пяти дорог». Почти как в песне Макаревича. Автор из Перми Наталья Белобородова говорит, что идея пришла ей в голову давно после созерцания реального пересечения дорог в родном городе: «Боже, как это красиво! Там течёт Кача — водный путь, набережная — пешеходная дорога, выше — ж/д дорога, откуда везли исторически соль, автомобильный мост через Каму и тут же самолеты летят в аэропорт Большое Савино. И это всё на разных уровнях».

Фонарь можно считать луной над 5-ю дорогами 

На фестиваль команда приезжает 4 год за 6 лет. Но главное — не победа: «Я же прошу не первого места [когда еду], а для себя и своей команды сил и творческой компетенции, чтобы сделать хорошую работу. Если цель — получить место, там есть некое лукавство».

Ребята из Перми третий год на фестивале 
«Вильям», Navianele, Пермь

Это тоже работа команды из Перми. Иван Смирнов раньше ездил в Красноярск с супругой, но в этот раз его сопровождает бывший одногруппник. «Наша работа называется "Вильям". Кто-то подходит: "Вот, Йорик". А мы имели в виду, что он живой, через свои книги. Цветок ещё будет рядом с ним. Смысл в том, что человек возрождается, как и он».

Красноярская команда изображает вальяжного покровителя года по китайскому календарю 
«Теперь мой черёд!», Арх.Про, Красноярск

Эта композиция больше похожа на изображение из комиксов. «Идей было много, но общим мнением пришли к тому, что у нас сейчас год Собаки, а уходящий год — Петуха. Собака вальяжно залетает под волной на сёрфе, а петух будет испуганный: "Вали, теперь его черед!"» — рассказывают авторы.

В конкурсе красноярские архитекторы участвуют уже 3-й год по совету старших наставников: «У нас была студенческая скульптура, решили попробовать свои силы. Познакомились со знаменитыми скульпторами, и они посоветовали поучаствовать».

«До нашей эры», Лило и Стич, Минск

В первый раз мы застали белорусов Ольгу и Сергея за пилением куба снега тросом. Оказалось, что ноу-хау им подсказали коллеги после того, как сломалась пила. «Это было нереально тяжело. До середины допилишь и хочется уже повиснуть на этом тросе и висеть. Получилось быстрее. Пилой режешь, еще куча выступов остается», — вспоминает Ольга. Судя по всему, ей в Сибири не холодно — девушка даже снимает шапку.

«До нашей эры» в подсветке

«В прошлом году были из Белоруссии участники, но не мы. Мы делаем большого снежного дракона. Снег — такой материал, который сам диктует условия. Особо не выбираешь, приходится брать эскизы, которые подходят. Снег не капризный, пористый, высыпается местами, но в целом не хуже, чем обычно. Всё пытаемся сделать ему гребешок, но не очень получается».

«Книга с любовью»,Северные огни Хоккайдо, Япония
Подсказка для японца Мидо 

Последняя фигура из снега — «Книга с любовью», создана японцами. Они участвуют в конкурсах как на родине, так и в США, Канаде, Китае. Куб снега они превратили в раскрытую книгу, из которой вылетает девушка. «Все люди в мире думают больше всего о любви, гармонии и мире. Получается, мир движется благодаря этим чувствам. Книга — это земной шар», — объясняет Мидо Харада.

Готовая композиция японцев 

Здесь, в Сибири, жители Страны восходящего солнца мёрзнут, несмотря на перчатки, рассчитанные на –41. На родном острове Хоккайдо, говорит Мидо, –24 считается критической температурой, и всех по ТВ просят быть бдительными. «Но когда я приехал сюда, я понял, что там абсолютно не холодно. У нас была небольшая экскурсия по Красноярску. Я немного изучил историю русско-японских отношений. Но про мороз там нигде не упоминается», — говорит Мидо.

Фото с награждения команд 

В номинации «Снег» победу одержала уже известная поклонникам снежно-ледового искусства команда «Мuusuus» из республики Саха (Якутия). Они же получили 90 тысяч рублей. Второе место и 60 тысяч у скульптуры «Игра в мяч. Инволюция». Третье и 30 тысяч — также у пермяков с работой «Перекрёсток пяти дорог».

«Фортуна», Вольный ветер, Сосновоборск

«Балерина», — скажите вы? Почти. Такой фортуну увидели скульпторы из соседнего Сосновоборска. «Идея пришла после просмотра балета. Вообще, это древнеримская богиня, покровительница земледелия и овощеводов, это сейчас её уже изображают с завязанными глазами», — рассказывают авторы.

Больше всего скульпторы боятся не весны, а вандалов 

С приходом весны все хрустальные работы растают, но скульпторы боятся не этого. «Не жалко, что растает — а вот завтра и послезавтра их сломают, тогда жалко. Шел недавно, смотрю — дворник счищает монеты. Лопатой тюк — фигура падает».

Андрей — единственный член команды 

В тесном соседстве со сосновоборцами автор из Красноярска Андрей Кошелев делает что-то похожее на «Инь и Янь». Скульптура называется «Переплетение судеб»: «Люди ходят по своим дорогам, встречаются — пересекаются. Мне нужно было увести в высоту и пришлось надстраивать метр высоты. Это сильно усложнило работу».

«Переплетение судеб», Ледчики, Красноярск 

По словам красноярского мастера, конкурс за последние годы сдал: «По организации в центре было получше, цивильно. Уровень резко подупал: участники приезжали серьезного мирового уровня, а сегодня остаются считанные единицы. Победнее стал фестиваль. Первые годы и призы били лучше (120–140 тысяч за первое место) и организация. Раньше и дорогу проплачивали — самолет, сейчас только поезда, поэтому из топов почти никто не едет. Зачем участвую? Поддержать, потому что если красноярцы не будут участвовать, совсем будет грустно». Андрей занимается скульптурой около 18 лет и был намерен работать всю ночь — лучше видно все изъяны хрустального льда за счет подсветки.

«У шамана три руки», Pera, Пермь

Необычная фигура человека с головой лося была когда-то изображена на бронзовых предметах, найденных при раскопках в Перми. «Сделан по перскому звериному стилю. Бляшки различные — культовое литье древних народов Прикамья. Загадочные образы — люди с головами лосей, двухголовые ящеры. Одно символизирует верхний мир, лось — средняя часть— соединяющая эти миры», — объясняют идею скульптуры авторы.

В этом году на фестивале много участников из Перми 

Ребята говорят, что такому обилию команд из Перми фестиваль обязан их местной школе резчиков по льду и снегу: «Как и у вас здесь в Красноярске — сибирский центр льда».

Авторы скульптуры «Без лица»

Передвигаемся к следующим участникам. Но уставшие от общения с журналистами местные скульпторы встречают с шутками: «200 рублей и я согласен на интервью. А что, я другим 500 предлагал!» — смеется автор. Вечером 3-го дня конкурса еще было тяжело понять, почему скульптура называется «Без лица». Пока на заднем фоне — что-то напоминающее распущенный хвост павлина. Белые рельефы — не краска, а втёртая ледяная стружка. «Лёд пилим, опилки мелкие и плотнее, не разваливаются. Свежие липнут очень хорошо», — делятся секретами авторы.

«Без лица», Волшебный лед, Красноярск

Привыкшим к сибирским морозам красноярцам помогают не замерзнуть аляски и секретные придумки: «У меня просто секрет один есть. Штуки такие женские [прокладки вместо стелек]. Она в себя забирает всю влагу, ноги сухие, хоть сорокет». В отличие от гостей красноярцы не упускают возможность покритиковать условия фестиваля: «На набережной было лучше — с обедами. В гостиницу "Красноярск" ходили, или к каждой команде был прикреплен волонтер, женщина носила чай, булочки с ужина. А сюда приезжает автобус, доехать до "Сибири" и, если первый поел, ждать, пока все соберутся. Время тратится».

Многие планируют работать и ночью, окончание конкурса в 8 утра 

У ребят из Хабаровска осталось еще много работы и они планируют продолжить ваять ночью. Однако в отличие от коллег говорят, это дается им тяжелее: «Когда сутки стоишь на морозе — тяжело. Главное не отвлекаться, работать и работать».

Самым сложным было всё рассчитать технически, чтобы фигура изо льда не упала. Особенно боязно психологически было работать наверху, признаются скульпторы их Хабаровска.

Эту композицию можно найти сразу у входа на аллею

А здесь, возле входа, команда из Тывы собирает сюжеты местных скачек. Название «Эзир-Кара» — это имя самого легендарного скакуна, который выигрывает более 3 лет подряд. В фестивале скульпторы участвуют 4 год подряд и считают его самым серьезным конкурсом: «Пока не имею возможности далеко ехать».

«Эзир-Кара», Кестик, Тыва 

Как и всем мастерам, тувинцам было тяжело собрать хрустальные блоки. Особым мастерством считается сделать это так, чтобы швов и стыков было почти не видно. Для этого лёд нагревают утюгом и склеивают с помощью воды. Например, недовольные головой коня справа уже успели ее снести и прикрепить новую.

«Все реки текут», Ярило, Барнаул 

«Посмотрите, как круги на воде будут выгоднее с площадки смотреться?» — просит Александр подходящих журналистов. В отличие от молчаливого и нелюдимого коллеги, он живо рассказывает, что самое сложное в процесса — себя организовать: «Мы несобранные, куча мусора в головах». По профессии Александр строитель, а скульптуру познавал самостоятельно. «Метод тыка дольше, но прочнее», — смеется он. Наверное, потому, Ярило с веслом уже однажды лишился головы, так как прежняя не «читалась» издалека.

«На крючке», Переплут, Минск

Екатерину и Артёма из Минска мы поймали в вагончике, где все участники могли погреться и попить чая. Девушка смеется, что местные журналисты менее подготовлены для сибирской зимы, чем они, приехавшие с Белоруссии.

Самое сложное — создать тонкую леску 

«Наша композиция — "На крючке". На хвосте рыбы сидит человек. Но рыба настолько большая, что если она взмахнет им, то человек упадет. Возникает вопрос: кто у кого на крючке? Оттуда пошла философия из разряда — не пили сук, на котором сидишь». Больше всего времени и сил у ребят ушло на создание тонкой лески. А также на прыжки к человеку наверху. «Целый день прыгала, отпилили пол тела, всем миром его сняли и точно также всем миром подняли».

«Ключ от всех дверей», Край льда, Екатеринбург

Приз за первое место домой за работу изо льда увезет команда «Край льда» из Екатеринбурга. Авторы тоже решили пофилософствовать: «Хотелось затронуть тему необычную. Подобрать подход к каждому человеку сложно. А у птицы есть подход ко всему. Это просто образ — ключ от всех дверей, некий подход ко всему или всем. Самое сложное — птица: увидеть форму, объем, посадить».

Фигура — победитель в номинации «Лёд»

Ребята хоть и занимаются резкой более 10 лет, на фестивале в Красноярске впервые. Говорят, рады общению с опытными людьми. «Что-то узнали? Нет, скорее мы всем подсказываем. У иностранцев можно больше подчеркнуть в плане инструмента. У нас больше самоделки. У них подход щепетильный: надо фрезу, он пошел и купил. Нам надо — пошли на завод и давай объяснять токарю из какого она металла, и потом ждём год, чтобы проверить, будет ли она работать».

А вот над размышлениями коллег о легкости работы со льдом, а не снегом, готовы поспорить: «Это кому как. Какая разница как художнику рисовать, карандашом, маркером, фломастером — средство выражения может быть любое. В любом случае, всё делается головой. Если там пусто — хоть лёд, хоть снег».

Ребята из Новосибирска очень торопятся. Говорят, что главное сделать основание: «Это как рамка для картины».

«Репетиция», Эврика, Новосибирск
Победители в номинации «Лёд»

Второе место в номинации «Лёд» было присвоено команде из Красноярска «Волшебный лёд» за работу «Без лица». Третьими также стали мастера из нашего города — команда из одного человека «Лёдчики» со скульптурой «Переплетение судеб».

Юлия Глушко
Фото: Артём Ленц

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Дальше что? Реклама на бездомных собаках? Крысах?»: журналистку NGS24.RU разозлила реклама на деревьях
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Почему не надо ехать на Байкал. Непопулярное мнение местного жителя о том, что не так с великим озером
Виктор Лучкин
журналист
Рекомендуем
Знакомства