Первое место у профессиональных скульпторов вырвал преподаватель ИЗО с братом и отцом из Якутии, куда они увезут 90 тысяч рублей
Вечером 10 января жюри назвало лучшие фигуры мастеров конкурса «Волшебный лёд Сибири». Двадцати командам скульпторов из городов России и даже Латвии, Белоруссии и Японии давалось на их создание три дня — с 6 по 9 число. Но для продуманного шедевра этого мало, признавались мастера корреспонденту НГС, и готовились усмирять ледяные и снежные глыбы в последнюю ночь.
Мы наблюдали за процессом создания и сняли уже готовые скульптуры. Какое необычное применение участники находят на месте женским прокладкам, кухонным тёркам и тросам, почему россияне завидуют иностранным скульпторам — в материале далее.
Свою прогулку вдоль импровизированной аллеи с ещё недоделанными на тот момент скульптурами мы начали с конца. Шел 3-й день конкурса, отложить инструменты мастера должны были к 8 утра — впереди вся ночь. «До нас не доходят прохожие. Сейчас начали задерживаться — что-то вырисовывается», — рассказывают участники из города Шелехов под Иркутском. На конкурсе они в 4-й раз и однажды уже занимали 1 место. Трое мужчин чуть ли не единственная команда непрофессионалов, они работают на иркутском алюминиевом заводе металлургами. На конкурсы ездят в отпуске или БС, но начальство относится с пониманием.
Скульптуру «Коллективный разум» каждый будет читать по-своему, уверены участники. Её, как и все остальные участники, они высекают из огромной глыбы снега, который утрамбовали организаторы в огромный деревянный короб.
Скульптура огромного кита с человеческими губами и аккордеоном — дело рук латышей. Профессиональный скульптор Зигмунд Вильнис рассказывает, что они с двумя коллегами визуализировали песню Раймонда Пауэлса «Немая песня»: «Говорят же, немой, как рыба». Сам автор еще и по гороскопу Рыба.
Как вам скульптура с семьей рыбаков и медвежат? Именно она стала победителем в номинации «Снег», а её автор Пётр Петухов и команда «Мuusuus» увезут в Якутию приз в 90 тысяч рублей. Сам Пётр говорит, что резка по снегу и льду для него только хобби. Мужчина работает преподавателем ИЗО. Его брат — завхоз в управлении культуры, а отец — сварщик.
«Я занимаюсь этим с 1999 года, со студенчества. Что самое сложное? Придумать, работа над композиций. А резать — нормально», — скромно рассказывает Пётр, еще не знавший, что займет первое место.
Идея создания огромной гориллы пришла команде из Перми во время прошлого конкурса на острове Татышеве. «Ассоциация с Кинг Конгом, — объясняет Артур Шелепаев, — Страшно — снег очень плохо забит. Должен был быть более грациозным, а получился страшным и сильным. Хотели конечности чуть потоньше. Пермская стилистика — всё маленькое и пузатое. Получилось, как получилось. Мы довольны результатом».
За время фестиваля по Красноярску команде прогуляться не удалось, но сюда они ехали подготовленными — захватили одежду, рассчитанную на –60.
Композицию «Пески времени» из снега «куют» красноярские скульпторы. Пока глава команды — скульптор Дмитрий Шавлыгин и его коллега Михаил Ковальчук, заканчивают лепку человека, младшего члена команды кидают на растерзание журналистов.
Александр Третьяков объясняет задумку: «Мужчина, который находится в песочных часах, его засасывает время и он пытается из оков времени вырваться».
Название этой скульптуры — «Перекресток пяти дорог». Почти как в песне Макаревича. Автор из Перми Наталья Белобородова говорит, что идея пришла ей в голову давно после созерцания реального пересечения дорог в родном городе: «Боже, как это красиво! Там течёт Кача — водный путь, набережная — пешеходная дорога, выше — ж/д дорога, откуда везли исторически соль, автомобильный мост через Каму и тут же самолеты летят в аэропорт Большое Савино. И это всё на разных уровнях».
На фестиваль команда приезжает 4 год за 6 лет. Но главное — не победа: «Я же прошу не первого места [когда еду], а для себя и своей команды сил и творческой компетенции, чтобы сделать хорошую работу. Если цель — получить место, там есть некое лукавство».
Это тоже работа команды из Перми. Иван Смирнов раньше ездил в Красноярск с супругой, но в этот раз его сопровождает бывший одногруппник. «Наша работа называется "Вильям". Кто-то подходит: "Вот, Йорик". А мы имели в виду, что он живой, через свои книги. Цветок ещё будет рядом с ним. Смысл в том, что человек возрождается, как и он».
Эта композиция больше похожа на изображение из комиксов. «Идей было много, но общим мнением пришли к тому, что у нас сейчас год Собаки, а уходящий год — Петуха. Собака вальяжно залетает под волной на сёрфе, а петух будет испуганный: "Вали, теперь его черед!"» — рассказывают авторы.
В конкурсе красноярские архитекторы участвуют уже 3-й год по совету старших наставников: «У нас была студенческая скульптура, решили попробовать свои силы. Познакомились со знаменитыми скульпторами, и они посоветовали поучаствовать».
В первый раз мы застали белорусов Ольгу и Сергея за пилением куба снега тросом. Оказалось, что ноу-хау им подсказали коллеги после того, как сломалась пила. «Это было нереально тяжело. До середины допилишь и хочется уже повиснуть на этом тросе и висеть. Получилось быстрее. Пилой режешь, еще куча выступов остается», — вспоминает Ольга. Судя по всему, ей в Сибири не холодно — девушка даже снимает шапку.
«В прошлом году были из Белоруссии участники, но не мы. Мы делаем большого снежного дракона. Снег — такой материал, который сам диктует условия. Особо не выбираешь, приходится брать эскизы, которые подходят. Снег не капризный, пористый, высыпается местами, но в целом не хуже, чем обычно. Всё пытаемся сделать ему гребешок, но не очень получается».
Последняя фигура из снега — «Книга с любовью», создана японцами. Они участвуют в конкурсах как на родине, так и в США, Канаде, Китае. Куб снега они превратили в раскрытую книгу, из которой вылетает девушка. «Все люди в мире думают больше всего о любви, гармонии и мире. Получается, мир движется благодаря этим чувствам. Книга — это земной шар», — объясняет Мидо Харада.
Здесь, в Сибири, жители Страны восходящего солнца мёрзнут, несмотря на перчатки, рассчитанные на –41. На родном острове Хоккайдо, говорит Мидо, –24 считается критической температурой, и всех по ТВ просят быть бдительными. «Но когда я приехал сюда, я понял, что там абсолютно не холодно. У нас была небольшая экскурсия по Красноярску. Я немного изучил историю русско-японских отношений. Но про мороз там нигде не упоминается», — говорит Мидо.
В номинации «Снег» победу одержала уже известная поклонникам снежно-ледового искусства команда «Мuusuus» из республики Саха (Якутия). Они же получили 90 тысяч рублей. Второе место и 60 тысяч у скульптуры «Игра в мяч. Инволюция». Третье и 30 тысяч — также у пермяков с работой «Перекрёсток пяти дорог».
«Балерина», — скажите вы? Почти. Такой фортуну увидели скульпторы из соседнего Сосновоборска. «Идея пришла после просмотра балета. Вообще, это древнеримская богиня, покровительница земледелия и овощеводов, это сейчас её уже изображают с завязанными глазами», — рассказывают авторы.
С приходом весны все хрустальные работы растают, но скульпторы боятся не этого. «Не жалко, что растает — а вот завтра и послезавтра их сломают, тогда жалко. Шел недавно, смотрю — дворник счищает монеты. Лопатой тюк — фигура падает».
В тесном соседстве со сосновоборцами автор из Красноярска Андрей Кошелев делает что-то похожее на «Инь и Янь». Скульптура называется «Переплетение судеб»: «Люди ходят по своим дорогам, встречаются — пересекаются. Мне нужно было увести в высоту и пришлось надстраивать метр высоты. Это сильно усложнило работу».
По словам красноярского мастера, конкурс за последние годы сдал: «По организации в центре было получше, цивильно. Уровень резко подупал: участники приезжали серьезного мирового уровня, а сегодня остаются считанные единицы. Победнее стал фестиваль. Первые годы и призы били лучше (120–140 тысяч за первое место) и организация. Раньше и дорогу проплачивали — самолет, сейчас только поезда, поэтому из топов почти никто не едет. Зачем участвую? Поддержать, потому что если красноярцы не будут участвовать, совсем будет грустно». Андрей занимается скульптурой около 18 лет и был намерен работать всю ночь — лучше видно все изъяны хрустального льда за счет подсветки.
Необычная фигура человека с головой лося была когда-то изображена на бронзовых предметах, найденных при раскопках в Перми. «Сделан по перскому звериному стилю. Бляшки различные — культовое литье древних народов Прикамья. Загадочные образы — люди с головами лосей, двухголовые ящеры. Одно символизирует верхний мир, лось — средняя часть— соединяющая эти миры», — объясняют идею скульптуры авторы.
Ребята говорят, что такому обилию команд из Перми фестиваль обязан их местной школе резчиков по льду и снегу: «Как и у вас здесь в Красноярске — сибирский центр льда».
Передвигаемся к следующим участникам. Но уставшие от общения с журналистами местные скульпторы встречают с шутками: «200 рублей и я согласен на интервью. А что, я другим 500 предлагал!» — смеется автор. Вечером 3-го дня конкурса еще было тяжело понять, почему скульптура называется «Без лица». Пока на заднем фоне — что-то напоминающее распущенный хвост павлина. Белые рельефы — не краска, а втёртая ледяная стружка. «Лёд пилим, опилки мелкие и плотнее, не разваливаются. Свежие липнут очень хорошо», — делятся секретами авторы.
Привыкшим к сибирским морозам красноярцам помогают не замерзнуть аляски и секретные придумки: «У меня просто секрет один есть. Штуки такие женские [прокладки вместо стелек]. Она в себя забирает всю влагу, ноги сухие, хоть сорокет». В отличие от гостей красноярцы не упускают возможность покритиковать условия фестиваля: «На набережной было лучше — с обедами. В гостиницу "Красноярск" ходили, или к каждой команде был прикреплен волонтер, женщина носила чай, булочки с ужина. А сюда приезжает автобус, доехать до "Сибири" и, если первый поел, ждать, пока все соберутся. Время тратится».
У ребят из Хабаровска осталось еще много работы и они планируют продолжить ваять ночью. Однако в отличие от коллег говорят, это дается им тяжелее: «Когда сутки стоишь на морозе — тяжело. Главное не отвлекаться, работать и работать».
Самым сложным было всё рассчитать технически, чтобы фигура изо льда не упала. Особенно боязно психологически было работать наверху, признаются скульпторы их Хабаровска.
А здесь, возле входа, команда из Тывы собирает сюжеты местных скачек. Название «Эзир-Кара» — это имя самого легендарного скакуна, который выигрывает более 3 лет подряд. В фестивале скульпторы участвуют 4 год подряд и считают его самым серьезным конкурсом: «Пока не имею возможности далеко ехать».
Как и всем мастерам, тувинцам было тяжело собрать хрустальные блоки. Особым мастерством считается сделать это так, чтобы швов и стыков было почти не видно. Для этого лёд нагревают утюгом и склеивают с помощью воды. Например, недовольные головой коня справа уже успели ее снести и прикрепить новую.
«Посмотрите, как круги на воде будут выгоднее с площадки смотреться?» — просит Александр подходящих журналистов. В отличие от молчаливого и нелюдимого коллеги, он живо рассказывает, что самое сложное в процесса — себя организовать: «Мы несобранные, куча мусора в головах». По профессии Александр строитель, а скульптуру познавал самостоятельно. «Метод тыка дольше, но прочнее», — смеется он. Наверное, потому, Ярило с веслом уже однажды лишился головы, так как прежняя не «читалась» издалека.
Екатерину и Артёма из Минска мы поймали в вагончике, где все участники могли погреться и попить чая. Девушка смеется, что местные журналисты менее подготовлены для сибирской зимы, чем они, приехавшие с Белоруссии.
«Наша композиция — "На крючке". На хвосте рыбы сидит человек. Но рыба настолько большая, что если она взмахнет им, то человек упадет. Возникает вопрос: кто у кого на крючке? Оттуда пошла философия из разряда — не пили сук, на котором сидишь». Больше всего времени и сил у ребят ушло на создание тонкой лески. А также на прыжки к человеку наверху. «Целый день прыгала, отпилили пол тела, всем миром его сняли и точно также всем миром подняли».
Приз за первое место домой за работу изо льда увезет команда «Край льда» из Екатеринбурга. Авторы тоже решили пофилософствовать: «Хотелось затронуть тему необычную. Подобрать подход к каждому человеку сложно. А у птицы есть подход ко всему. Это просто образ — ключ от всех дверей, некий подход ко всему или всем. Самое сложное — птица: увидеть форму, объем, посадить».
Ребята хоть и занимаются резкой более 10 лет, на фестивале в Красноярске впервые. Говорят, рады общению с опытными людьми. «Что-то узнали? Нет, скорее мы всем подсказываем. У иностранцев можно больше подчеркнуть в плане инструмента. У нас больше самоделки. У них подход щепетильный: надо фрезу, он пошел и купил. Нам надо — пошли на завод и давай объяснять токарю из какого она металла, и потом ждём год, чтобы проверить, будет ли она работать».
А вот над размышлениями коллег о легкости работы со льдом, а не снегом, готовы поспорить: «Это кому как. Какая разница как художнику рисовать, карандашом, маркером, фломастером — средство выражения может быть любое. В любом случае, всё делается головой. Если там пусто — хоть лёд, хоть снег».
Ребята из Новосибирска очень торопятся. Говорят, что главное сделать основание: «Это как рамка для картины».
Второе место в номинации «Лёд» было присвоено команде из Красноярска «Волшебный лёд» за работу «Без лица». Третьими также стали мастера из нашего города — команда из одного человека «Лёдчики» со скульптурой «Переплетение судеб».
Фото: Артём Ленц
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)