Город Владелец частных парковок ответил на претензии прокуроров и рассказал, сколько ловит нарушителей (фото)

Владелец частных парковок ответил на претензии прокуроров и рассказал, сколько ловит нарушителей (фото)

Выполнять условия соглашения с мэрий предприниматель не хочет принципиально и осознанно

Прокуратура обвинила организаторов парковки в срыве условий контракта с мэрией — директор компании «Инфоком» объяснил, почему принципиально не будет выполнять условия контракта

Весной депутат Заксобрания Илья Зайцев пожаловался в прокуратуру на неисполнение соглашения по реализации проекта платных парковок компанией «Инфоком». В ведомстве провели проверку и с претензиями согласились — идея провалилась. Вместо 10 контролирующих машин по центру курсируют всего три, нет паркоматов с приёмом наличных и видеокамер, а самое главное — водители безвозмездно занимают места и не боятся даже штрафов. Последние вовсе не приходят, а бюджет не пополняется. Мы прогулялись с директором «Инфокома» Дмитрием Вилковым по парковкам в будний день и спросили, почему он сознательно не выполняет условия соглашения с мэрией. Обо всем подробней — в интервью далее.

— Дмитрий, расскажите, как «Инфоком» оказался у истоков платных парковок в Красноярске?

— Началось все с того, что в 2014 году московские партнёры, которые производят оборудование, попросили приехать на совещание в департамент городского хозяйства Красноярска, где рассматривался этот проект. Это не единственный наш проект. Например, для этой московской компании мы пишем программное обеспечение, с которым они своё оборудование продают. Мы разработчики, IT-компания, нам 10 лет. Мы работаем с транспортом, позиционированием, навигацией, продажей билетов, фиксацией пассажиров.

— Всё связано с транспортом?

— Да, если приедете в Новосибирск, придете на пригородный ж/д вокзал, всё, что купите, будет через наши решения — это билетопечатающее оборудование, мобильное приложение, у кассира в поезде. Нас позвали сюда: «Смотрите, что есть». Потом по ходу пьесы получилось так, что в 2014 году доллар дорожал. Объявили конкурс по разработанному мэрией проекту. Заявлялась ещё одна компания. Они счастливы, что не выиграли. Теперь всегда со мной здороваются и говорят: «Какое счастье, что мы не победили».

— Почему конкуренты так рады, что не победили в тендере?

— Мы оказались в ситуации, когда доллар вырос, все поставщики оборудования закрыли склады и не отгружали. Наши московские партнёры забыли, что мы вместе пошли в этот конкурс: условия доставки в конце концов поменялись на 100 % предоплаты, а мы не могли себе этого позволить. История с банковскими кредитами тоже вся накрылась — перестали кредитовать. Банк «Енисей», с которым работали, сейчас вообще банкрот.

Все говорят, что у нас куча разных «Инфокомов». У нас они все с разным налогообложением — нам так удобно работать. Если бы это было незаконно, я бы не с вами сейчас беседовал, а с прокурором. Все выбросы в эфир — слабосильные. Мы открыты к общению. Как нас не проверяйте, мы всегда покажем: вы были в том-то паркомате, в такое-то время и столько заплатили.

— Платные парковки проверяет прокуратура, обсуждают депутаты. Вам не кажется, что Вас травят? Что это конкуренты?

— Если бы я видел конкурентов каких-то... Компании, которая могла бы реализовать технически такой проект (не профинансировать, это любой банк сможет), а технологически создать, я не знаю.

Из чего он состоит? Из реализации инфраструктуры оплаты платных парковок. Паркоматы, видеокамеры — это система сборов дохода. Не просто, как в магазинах — пробили сумму и вышел чек. Это автоматизированная система: мы должны начислять услугу правильно и правильно её списывать. Надо уметь работать с фискальной техникой, банковским экварийнгом (оплата по банковским картам. — Ю.Г.), уметь дистанционно этим управлять. Реализована оплата для всех мобильных операционных систем. Вся штука в том, что это приложение должно работать с банковским эквайрингом и таких приложений тоже не так много. Если смотреть, что можно оплатить через приложение, условно: есть «Убер», «Аэрофлот», а есть мы. Нормальная у нас такая компания, которая разрабатывает такие сервисы? Причем мы всё это сделали у нас в Красноярске.

Вторая часть системы — это система, используемая ГИБДД, которая сканирует машины и записывает номера. Обрабатываем — смотрим, сверяем с реестрами, кто оплатил и нет. Всё вместе — нетривиальная система, таких решений в стране два или три. Физически они сделаны в Москве, причём с их финансированием бюджетном. А нами они сделаны самостоятельно за счёт наших внутренних ресурсов, нам никто за это не платил. Плюс ко всему — проект позитивный для города. Бюджет не заплатил ни копейки за то, что эта инфраструктура расставлена.

— Многие считают, что вы не все нарушения фиксируете.

— Ажиотаж связан с неполным информированием депутатов и населения, как это всё работает. Теперь внимание. У меня есть знакомые, они мне звонят и говорят: «Мне штраф пришел. Мы оплатим, не вопрос». Мне стало интересно, кому приходят штрафы.

Для понимания: у нас за прошлые 2 года выявлено 285 тыс. нарушений и информация передана в административные комиссии при мэрии. По последней информации, они рассмотрели 2,2 тыс. дел. Фактически они довели до конца меньше 1 %. Если вы разделите на количество рабочих дней, то получится, что в день рассматривается 5. У нас 1,5 тыс. парковок. При самых худших погодных условиях (зимой рано темнеет, например) в июне мы будем распознавать 4,2 тыс. номеров. Это как минимум 1 тыс. нарушений. Обрабатывается пять в день.

Штрафы не приходят не потому, что мы их не фиксируем или не отдаем. А потому что фактически административные комиссии просто не работают. При этом не формируют бюджет — штрафы идут туда. Я бы рассмотрел вопрос зарплаты этих людей, исходя из объёмов выполненной работы.

— Какой сегодня штраф за неоплаченную вовремя парковку?

— 300 руб. за первый и до 800 — за второй. Да, это по-божески, и в силу неисполнения комиссий всех подвигает не платить. Проще раз в год штрафы оплатить, чем каждый раз парковку.

— Говорят, что «письма счастья» долго идут?

— Штрафы, которые обработаны, приходят через 2 месяца после того, как всё произошло. Комиссия вначале извещает человека, посылает письмо о том, что вы нарушили, потом составляет протокол и извещает, что штраф выписан. Отправляет 3 заказных письма — цена вопроса каждого примерно 49 руб., т.е. 150 на человека. Штраф, напомню, за первое нарушение — 300 руб. Тоже вопрос эффективности условный. Мы сейчас будем говорить о дефиците бюджета, а они лежат на дороге — мы не собираем.

— Это к вопросу о претензиях депутатов, что «Инфоком» не выполнил все условия соглашения с мэрией?

— Претензии были, что мы недовыписываем штрафы. Не фиксируем. Мы фиксируем столько, что они уже не справляются. Если будем в три раза больше, сделаем, как в ТЗ написано 10 автомобилей, установим шлагбаумы, у нас будет не 1 тыс. нарушений, а 3,5 тыс. Я не знаю, кто это обработает.

— Илья Зайцев на основе прокурорских проверок писал, что вы должны были отдать мэрии за 2 года 20 млн руб., а отдали 563 тыс. Что скажете на это?

— Я не знаю, кто считал 20 млн. В соглашении нет этого. Может быть, кто-то сделал оценку наших доходов и из них посчитали, что мы должны выплатить 20 млн. Наверное, они считают, что машины стоят 10 часов.

— Вы говорите, что мэрия не вложила ни копейки, а сколько потратил «Инфоком»?

— Все цифры не раскрою: не все помню и тут есть некая коммерческая тайна. Банально: у нас стоит 42 терминала самообслуживания — каждый стоит по несколько сотен тысяч. В них только банковская часть стоит под сотню. Мы написали внутренними ресурсами программы, заплатили всем зарплату. Для понимания — такой софт стоит от 10 млн. Мы ничего не красили, не белили. Система начисления штрафов: все три машины и комплекты оборудования нами оплачены. Поверенная техника стоит за 700 тыс. Последние, которые смотрели на рынке, вообще за 1,5 млн. Мы содержим проект.

— Сколько человек работает на проекте платных парковок?

— Сейчас 11 человек: водители, колл-центр, девчонки, которые работают с документами. Монтажники, которые эксплуатируют оборудование. Плюс в том, что мы работаем на своем оборудовании — мэрия может сказать: а давайте мы сделаем тарификацию до обеда 25 руб., а после — 35. Для нас вопрос 2 дней, внешний подрядчик сначала запросит техзадание. Потом скажет, что это невозможно, потом — что возможно, но не везде.

Из-за того, что мы тут не развиваемся, не можем продать проект в другой город. Интересовались в Новосибирске, Иркутске. Мы связаны в Красноярске по рукам и ногам. Вся информационная среда нас душит — у нас серьёзные обязательства. Мы операционно не окупаемы.

— Почему не окупаемы?

— Смотрите, пример про пиццерию. Чтобы открыть, надо купить печку, надо миллион рублей. А дальше надо провести воду и платить зарплату работникам. Условно: зарплата официантов — 500 тыс. руб., а пиццы вы продаете на 350 тыс. руб. И этот кассовый разрыв растет изо дня в день. Но если вы частный собственник, то вы закрыли предприятие и печку продали, а мы не можем — у нас обязательства перед мэрией. Мы минимизировали проект максимально. Мы сейчас принципиально и осознанно не делаем остальное по соглашению.

— На какую прибыль вы изначально рассчитывали?

— Проект пятилетний. Мы рассчитывали, что вернем деньги вложенные, операционно закроемся и заработаем 10–15 %. Расчётные показатели — мы видим это по начислениям, были точные. Неправильно считать, что 1,5 тыс. парковок будут заняты с утра до вечера. Кто-то считает, начинает умножать судорожно на 10 часов. Есть коэффициент оборачиваемости — не более 20 %. Столько занято в течение всего дня. Есть ротация машин. Если бы работала система со штрафами, мест свободных было бы больше и была возможность припарковаться.

— Всего 20 %? Судя по забитым парковкам, так не скажешь...

— Машины приезжают и уезжают через 15 минут. Наша машина проезжая второй раз видит, что поменялись. Машин стоящих по 7–8 часов есть, но их мало. Среднее зафиксированное время — 1,5 часа.

Водители не только занимают платные парковки, но и паркуются под запрещающими знаками и во дворах, где нет шлагбаумов — лишь бы не платить

— Как вышло, что штрафы за неуплату появились, когда проект стартовал? Как это сказалось на компании? Вам не кажется, что вас подставили депутаты и ГИБДД?

— Это ужасно. Мы 9 месяцев работали впустую. Мы отработали технологию, может быть, последние огрехи исправили. Мы уже чего только не делали. Например, СМС-оповещение: «Вас видели на такой-то парковке, оплатите». Хотя в нормальном исполнении закона такого быть не должно, он должен сразу получить штраф.

— Сколько в день «зайцев» на парковках? На какую сумму в месяц выписывается штрафов?

— В день фиксируем до 800 машин. Я не знаю, может, они сегодня не платили, а завтра заплатили. Есть рекордсмены, у кого за 2 года сумма неоплаченных штрафов 30 тыс. превысила.

— Вам не кажется, что 30 руб. за час много? Почему не 10?

— Цифра была заложена в проекте мэрии. Исходя из этого мы считали свою окупаемость. Скажу так, сейчас везде безналичная оплата, которая не требует инкассации. Все постоянно говорят, что нужно ввести в паркоматах наличку. Она потребует инкассации и увеличит сумму парковки до 60 руб. в час. Это технически сложнее. По безопасности страшнее: в этом ящике нет налички, его не взломают. А даже если и взломают, для людей, которые не занимаются банковским эквайрингом, ничего интересного нет. А если занимаются — на всём оборудовании стоят индикаторы. Если всплывет в интернете, понятно, откуда появилось.

Добавление в паркомат возможности платить за место наличными увеличит стоимость парковки до 60 руб. в час, считает Дмитрий 

— Мы писали как-то про «Гелендваген» на парковке с газеткой на номере. Какое самое дороге авто, водитель которого отказался платить, и кого ловили на маскировке?

— Таких немного. Какие именно, лучше наших водителей спросить — они все удивляются. «Мерседесы», наверное, какие-нибудь. Да и случаев немного. Вот здесь (на площади Революции. — Ю.Г.) постоянно стоят «Жигули» с заклеенным номером. Причем они сначала клеили, потом ветер сдул с одной стороны, они стали снимать номера.

— Ваши водители снимают такую маскировку?

— Мы этого не делаем. Зачем трогать чужое имущество? Потом не оберемся греха: скажут, что машину повредили. Вдруг это неотъемлемый конструктив машины, который мощность увеличивает? Вдруг ускоряет двигатель и экономит бензин?

— Депутатов, министров вы штрафуете? Или у них есть льготы?

— Большинство людей референтных, имеющих отношение к парковкам, мне в разговоре говорят, что платят. Практически все мои знакомые — бизнесмены-коммерсанты, платят. Получаю обратную связь от знакомых — платёж не прошёл. Мы с этим работаем. Депутаты Заксобрания говорят, что там-то оставляли и платили. Я не знаю их номера машин — так не вычисляется.

— Много претензий по выбору мест для платных парковок. Почему, например, нет у здания ФСБ?

— Администрация их сама нарисовала и выбрала. У меня тоже большие вопросы: полно мест, где условно парковка разделена на две части — дерево растет или ещё что-нибудь. За «Лучом» таких мест полно. Например, 2 места бесплатных и 50 платных. За эти два бойня идет, водители готовы друг друга побить. Во-вторых, есть погрешность измерения — 15-метровая. Может распознаться, что машина стоит на платной парковке.

Места под платные парковки «рисовала» мэрия 

— Человек сможет доказать, что стоял на бесплатной парковке?

— Да, на фотографиях видно. Можно доказать исходя из других кадров с другой камеры. Так можно понять, где находилась машина, фиксирующая нарушения. Для меня большой вопрос к выбору мест. Например, у «Мамы-Рома» — платная парковка, а на другой стороны пр. Мира — бесплатная. На «Свинье и бисере» тоже сложно: здесь платная, тут бесплатная, там нет.

— Сами пользуетесь платными парковками?

— Да, конечно. Тем более я тестирую свою систему. Мне важно, что я оставил машину, мне пришла СМС-ка или штраф. Больше скажу: в пятницу мне пришло сообщение, что машина зафиксирована.

— А платите?

— Да, конечно. Выходит в месяц не больше 100 руб. Я приехал — уехал.

— Сколько красноярцы за два года отдали за платные парковки?

— В прошлом году в среднем в месяц было на уровне 150–200 тыс. руб. Сейчас мы пришли к тому, что собираем 300, ближе 400 тыс. Для того чтобы проект окупался, надо получать хотя бы 800 тыс. в месяц. Примерно 10 % людей платят за парковку. То есть законопослушных граждан в Красноярске примерно 10–15 %.

— Можете назвать города с идеальной организацией платных парковок?

— В Москве идеально работает система: если три раза оставили и не заплатили, сразу придет 3 штрафа. Там работает механизм наказания: нет трехкратных вызовов, переписки. Есть пункт: при наличии фотофиксации можно штраф выписать без составления протокола. Что происходит, когда вы нарушили скорость на автомобиле. В Казани все хорошо реализована, цена за парковку так же, штраф — 1 тыс. руб.

Идеально работают платные парковки в Москве и Казани. В столице власти сразу выписывают штрафы, а не постановления с трех заказных писем, которые обходятся казне в 150 руб.  

— Есть смысл вводить гигантские штрафы?

— Нет, от размера штрафа ничего не зависит. Меньше 300 руб. несуразно бы смотрелся. Всё, что выше — люди не нарушают, когда знают, что будут пойманы. Важна не сила наказания, а его неотвратимость. Смотрите: вам штраф не придёт, что вы на платной парковке стоите, не придёт, что под знаком стоите — можно парковаться где угодно.

— Как думаете, мэрия может отказаться от платных парковок?

— Маловероятно. Во-первых, проект решает проблему. Как бы все ни глумились над цифрой увеличения скорости на 2 км/ч, при средней в 18 — это больше 10 %. Прямо существенно. Давайте быть честными сами с собой: в городе-миллионнике транспорт прирастает. Способов бороться этим три: светофорное регулирование, платные парковки и третий — стимулирование общественного транспорта. Мы («Инфоком». — Ю.Г.) про это всё знаем. Здесь всё сделано на 2 с плюсом. Мы трафики не считаем: не знаем трафики машин, пропускную способность улиц (не моделируемые, а реальные с ямами и колодцами). У нас сумасшедшие маршруты в городе — от Академгородка до КрасТЭЦ. Всё это не здорово. Не будет платных парковок, будет платный въезд в центр. Так весь мир развивается. Либо мы все встанем в одну пробку.

Смысл проекта — чтобы меньше машин было в центре города, освободить его от пробок. Повысить доступность для бизнес-сообщества. Приезжают. Надо посетить 4-5 мест, надо где-то припарковаться.

— Вы искали диалога с властями?

— Вы не поверите, я сегодня буду в 50-й раз на комиссии об этом говорить. Что отвечают? Возьмёмся за руки и усилим, углубим и всё сделаем. Скоро длится уже 2 года.

— Почему не отдать штрафы в ведение ГИБДД?

— Юрисдикция разная. Есть ГИБДДшное, а есть движение об административных нарушениях. Они регулируются именно административными комиссиями.

Заделывать дыры в асфальте на платных парковках обязана мэрия, а не «Инфоком», считает Дмитрий 

— Как относитесь к отмене карманов на пр. Мира? Это намного ваш оборот увеличит?

— Во-первых, убирают и наши карманы тоже. Во-вторых, у нас есть переговоры с департаментом, как эти места заместят. Ничего не изменится.

— Красноярцы жалуются на провалы асфальта и грязь на парковках. Почему они в таком состоянии?

— Не к нам вопрос, к счастью. Представляю, мы бы ещё карманы ремонтировали, это бы вообще всё стоило миллиарды рублей.

— Появятся ли парковки в других районах города?

— Мэрия имела намерение начать здесь и распространить по городу. Где-то имеет смысл, где-то нет. Думаю, всё будет — вопрос лет пяти, максимум семи.

— Денег народ не платит, штрафы тоже. Зачем вам это? Странный бизнес.

— Скажу честно: я бы нашёл нашим инвестициям другое применение, и мы бы развились в других отраслях. Проект нас сдерживает — есть ответственность перед администрацией и жителями. Еще раз повторюсь: мы бесплатно сделали инфраструктуру платных парковок.

Мы сегодня не окупаемся: деньги вытаскиваем их других проектов и зарплату людям платим. Я из СМИ прочитал, что мы можем расторгнуть соглашение и нам ничего не будет — видимо, так и сделаем. (Смеется.) Через какое-то время процесс захлебнется. Я не могу бесконечно содержать чужой проект. Если городская администрация не хочет ничего делать, я что могу сделать?

Но я проектом доволен: мы смогли его реализовать. Это неслабый проект, для тех, кто понимает. Мы финансово его вытянули. Основная часть инфраструктуры построена. У нас нет долгов сегодня по оборудованию — мы их закрыли. СМИшная кутерьма играет в минус, бьёт по нам как представителям бизнеса. Если соседний город хочет поинтересоваться проектом платных парковок, он заходит в интернет и получает кучу негатива и сообщения в соцсетях, как всё плохо и ужасно. Вместо того, чтобы купить наше нормальное решение, но потом все понимают и начинают парковаться. Но потом вся Москва начинает понимать: приехав в центр, всегда можно запарковаться, скорость выросла.

— Если вы уйдете, другая компания придет на ваше место?

— Кто-то найдется: мы приучили город к этому процессу.

Юлия Глушко
Фото Артёма Ленца
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства