Обычный гараж на берегу живописного озера радикально изменил до этого размеренную жизнь предпринимателя из Шарыпово Эдуарда Шилкина — два года назад власти потребовали освободить от построек прибрежную зону, но он в ответ заявил, чтобы то же самое сделали и другие владельцы домов у озера — депутат, глава района и местный прокурор. Через некоторое время к нему домой пришли с обыском — нашли боеприпасы и арестовали. После года в СИЗО мужчине удалось выйти на свободу под подписку о невыезде, но впереди решающее судебное заседание. Подробности всей этой истории — в материале далее.
«Обычный парень — живет, работает, рыбачит. Не пьет, не курит, спортом занимается», — говорят о 45-летнем бизнесмене Эдуарде Шилкине жители Шарыпово. В городе с населением в 40 тыс. ему принадлежат солярий и сауна. В 2000 году он перебрался в поселок Парная на берегу озера Большое: жил в своем доме, воспитывал 3 детей. История его злоключений началась весной 2014-го с требования прокуроров: они установили, что его лодочный гараж, баня и беседки стоят слишком близко к воде. По словам самого Шилкина, все это он покупал уже готовое и потому отделался штрафом. Но спустя год он получил предписание снести все эти постройки.
«Не вопрос, говорю. У меня в соседях депутат Милюков, глава района Качаев, уже не говоря о судьях, о прокурорах. Они будут сносить? Молодой специалист прокуратуры Павел Степанов, которые предписания раздавал, мне ответил, что они сносить не будут», — вспоминает мужчина.
После отказа снести постройки добровольно прокуратура подала на Шилкина в суд, и мужчина решил начать собственное расследование. По поселку гуляли слухи о том, что местная знать скупает участки на берегу озера. Эдуард Шилкин говорит, что не только нашел, но и снял на видео участок, который, принадлежит межрайонному прокурору Андрею Расторгуеву.
«Господин Расторгуев мало того что спилил березовую рощу, так еще и увеличил свой участок метров на 10–15, отсыпав скальником прибрежную зону. Пока я снимал, подошел прокурорский сосед — зря, мол, снимаешь, тут серьезные люди живут, и ты пострадаешь», — заявляет Шилкин.
По его словам, весь материал он собирался везти в краевую прокуратуру. Неожиданно к нему пришел друг прокурора и посоветовал «не торопиться», обещал «уладить дело». Шилкин поддался на уговоры, а уже через полторы недели к нему нагрянули с обыском. Как утверждает мужчина, 7 сотрудников все сделали без понятых и показали ему в итоге 4 патрона 9 мм от пистолета Макарова и один патрон 7,62 мм. В итоге Шилкина отправили в СИЗО.
«Накануне сгорела машина помощника прокурора. Оказалось, что я подозреваюсь в поджоге автомобиля, угрозах прокурору. Якобы я через друга прокурора передал слова, мол, приедут ребята, поломают кого надо», — излагает свою версию Шилкин.
Сейчас мужчина говорит, что уже в СИЗО ему предъявили обвинение и в угрозах применения насилия в отношении представителя власти. Якобы тот самый прокурор Расторгуев пожаловался на угрозу насилия и даже передал диктофонную запись: на ней друг прокурора пересказывает ему угрозы со стороны Эдуарда Шилкина.
Сам Шилкин все произошедшее считает местью. Говорит, ни пистолета, ни патронов у него никогда не было. Адвокат бизнесмена Юрий Андрущак и вовсе обвиняет правоохранителей в фабрикации дела: патроны подкинуты, запись — поддельная.
«[На видео] между пальцами оперативного сотрудника зажат пакетик, которого ранее у него в руках не было. А на патронах в последующем не обнаружили отпечатков, кроме одного следа Шилкина: появился он, когда тот попытался взять один из патронов, что также отражено на видеозаписи. Как могло произойти, что патроны не имеют на себе никаких следов? Неужели Эдуард, если бы он положил эти патроны в футляр со своей цепочкой, перемыл бы их перед этим в перчатках? По диктофонной записи [c угрозами] видно, что запись начитана, диктофон лежит между ними, нет того, что зашел-поздоровался, нет шагов, двиганья стульев и так далее. Есть признаки инсценировки для третьего лица», — заявляет защитник.
Суд над Эдуардом Шилкиным длится с 1 апреля 2016 года, гласят материалы Шарыповского городского суда. Его обвиняют в незаконном хранении боеприпасов (до 4 лет лишения свободы) и в угрозах насилия в отношении представителей власти (до 5 лет лишения свободы). За время тяжб дело успело дойти до краевого суда и снова вернулось в Шарыпово. В СИЗО Шилкин отсидел почти год. 29 сентября его выпустили под подписку о невыезде. Адвокат освобождение Шилкина объясняет тем, что в ходе суда якобы вскрылись факты нарушений как со стороны потерпевшего прокурора, так и полицейских при обыске.
В краевой прокуратуре обвинения шарыповца в фабрикации дела комментируют кратко: «Нарушений уголовно-процессуального закона не установлено, доказательства признаны достаточными для утверждения обвинительного заключения».
В ведомстве рассказали, что с 2014 по 2016 год в Шарыповском районе проходили массовые проверки и претензии возникли далеко не к одному Шилкину: к административной ответственности привлекли 46 собственников участков, расположенных вблизи береговой полосы, — 16 собственникам предписали постройки снести, и 4 шарыповца сделали это добровольно. Никаких нарушений на «видео участка прокурора Расторгуева» краевые прокуроры не заметили: фактов самовольной отсыпки озера и увеличения участка не обнаружено.
Поговорить с Андреем Расторгуевым нам так и не удалось — на наш звонок в Шарыповскую межрайонную прокуратуру секретарь ответила, что сделать это можно только при личной встрече, записавшись на прием. Позднее уже в краевой прокуратуре нам заявили, что Расторгуев не сможет дать комментарии, так как находится в длительном отпуске.
Фото Эдуарда Шилкина с ok.ru (1), currenttime.tv (2), Юрия Андрущака (3), krasnoyarsk.er.ru (4)
Видео предоставлено Эдуардом Шилкиным