27 ноября суббота
СЕЙЧАС -14°С

Будет топить (видео)

В каком состоянии сейчас ливневая канализация Красноярска и почему ее невозможно проложить на самых затопляемых улицах города​

Поделиться

Что случилось?


ГИБДД Красноярска представило список самых затопляемых улиц города. Судя по документу, от огромных луж нельзя спастись ни в одном районе города. В Октябрьском районе моря после дождя разливаются на перекрестке Киренского и Годенко, на Высотной в районе остановки «Почта» и на Тотмина, на правобережье от потопов регулярно страдают район КрасТЭЦ, выезд из города в сторону Сосновоборска. На «Взлетке» под воду в дождь уходят ул. 78-й Добровольческой Бригады и Батурина между ул. Молокова и Алексеева.


Эти места топит только в этом году? Много ли машин приходит в негодность в лужах?


«Год от года ситуация не меняется. К постоянно затапливаемым участкам, например на Молокова, добавляются все новые и новые места», — говорит глава краевого общества по защите прав автовладельцев Станислав Савчук.


Эти два ролика наглядно подтверждают правоту эксперта.


Июль 2014 года. В лужах на ул. 78-й Добровольческой Бригады глохнут десятки машин. Водители ведрами вычерпывают воду из салонов, работают эвакуаторы.


Машины движутся словно лодки, вода с проезжей части льется за бордюры.


По словам Савчука, ежегодно в суды края поступает порядка 30 исков к коммунальщикам от автовладельцев, испортивших авто в лужах. Только после сильнейшего ливня 13 июля в ГИБДД и к аварийным комиссарам обратилось почти 150 человек.


А что в Красноярске с ливневкой?


По данным мэрии, на лето 2016 года в Красноярске сетями ливневой канализации оборудовано 20 % дорог. Представители департамента горхозяйства честно признаются: ливневок в городе недостаточно, чтобы справиться с хлынувшими дождями.


Сами сети ливневок проложены по городу очень неравномерно. На левобережье — 122 тыс. м ливневок, почти треть приходится на Советский район. На все правобережье приходится лишь 61,5 тыс. м ливневок. В центре города, например на пр. Мира, ливневка имеется лишь в районе ул. Сурикова, Робеспьера и у Триумфальной арки.


Как работает ливневка и насколько затратно ее строительство?


Специалист в области градостроительства Сергей Лопатин, отработавший много лет в проектных организациях, описывает систему ливневых канализаций следующим образом. На проезжей части в местах, куда стекает вода, оборудован колодец, закрытый решеткой. Под землей на глубине до 2 м под наклоном идут трубы. По ним вода стекает в огромные коллекторы, а затем поступает на очистные сооружения.


На форумах диггеров Красноярска и их группах в соцсети «ВКонтакте» есть десятки фото таких коллекторов — сооружения, похожие на тоннели, имеют диаметр до 1,5 м и тянутся на многие километры. В сильный дождь вода заполняет это пространство до потолка.


В 2015 году только на содержание сети ливневой канализации было выделено 90 млн руб. Стоимость строительства новых сооружений, судя по сайту госзакупок, исчисляется миллионами. Возведение 200 метров ливневок в районе ул. Ястынской в 2014 году обошлось казне города почти в 1,5 млн руб. Весной 2016 года прошли торги на строительство ливневки у 4-го моста: 13 млн руб. почти за 2 км сетей и очистных сооружений.


Почему в городе так мало ливневок?


По словам завкафедрой СФУ Вадима Серватинского, многие улицы города, например почти весь центр, предназначались только для гужевого транспорта. Для строительства ливневок улицы просто невозможно расширить — историческая застройка слишком плотна.


Сергей Лопатин сетует на то, что при застройке «Взлетки» город практических похоронил развитую ливневую канализацию, которая была создана здесь во времена аэропорта: «Эту канализацию можно было использовать для отведения воды с дорог. Но тогда этим вопросом никто не занимался. Аэропортовскую канализацию просто заглушили и построили на ней дома».


Подождите, но в некоторых местах ливневка есть, а лужи там собираются регулярно. Почему это происходит?


После сильного ливня в июле красноярские коммунальщики пожаловались на то, что городские ливневки забились тоннами мусора. С решеток собрали 5 тонн вместо привычных 200 кг.


Ранее перед телекамерами ответственный за очистку ливневок города из муниципального «Специализированного автотранспортного предприятия» (СТАП) Александр Мацак просил горожан быть аккуратнее с ливневками: «Находим совершенно разные вещи: бутылки, бумагу, бытовой мусор, даже куртки». Он же рассказывал, что сети ливневок осматриваются «САТП» минимум раз в 2 месяца.


Наши эксперты привели 2 причины, из-за которых ливневки захлебываются водой.


Вадим Серватинский сетует, что на некоторых дорогах ливневки установлены на возвышенностях, куда вода в принципе не может стечь. По его словам, произошло это из-за того, что дороги и ливневки на них строились в разное время. Например, когда-то узкую Пролетарскую оснастили ливневкой, а спустя несколько десятилетий расширили — в итоге колодец канализации находится на возвышенности. Представитель «Федерации автовладельцев России» в Красноярске Егор Фролов ливневки, расположенные выше уровня скопления воды, заметил на Тотмина, Воронова и Краснодарской.


По словам Сергея Лопатина, пропускная способность существующих ливневок резко снизилась из-за точечной застройки 1990-х – начала 2000-х. «На пустом участке земли строился дом. Вода, попадая на его крышу, по трубам стекает в заасфальтированный двор и бежит по уклону, как правило, в сторону проезжей части. Если на этой дороге настроено десятки домов, то ливневая канализация просто не справляется — она была рассчитана на совсем другую пропускную способность. Именно поэтому Копылова, например, у нас и затапливается», — объясняет эксперт.


Кроме того, в городе отсутствует единая схема сетей ливневки, где были бы отмечены в формате 3D все коммуникации для отвода воды с проезжей части, указывает Лопатин.


Мы обратились в департамент горхозяйства за списком улиц, оснащенных ливневками, однако нам предоставить эту информацию так и не смогли.


Почему бы не построить ливневку на старых улицах города?


На многих улицах города ливневки проложить невозможно — нет места, считает Вадим Серватинский: «Коммуникации в городе прокладывались там, где проще всего. Сейчас под проезжими частями идут и трубопроводы, и канализации. Ливневку положить уже некуда. Поэтому сейчас строят ее только на новых улицах».


Слова эксперта подтверждает статистика. В последние 4 года в Красноярске проложено около 20 тыс. м ливневки — и все они идут под относительно новыми улицами: Ястынская, Алексеева.


Сергей Лопатин отмечает, что прокладка ливневки на некоторых застроенных улицах потребовала глобальных перекрытий на время дорожных работ.


Получается, город так и будет тонуть?


Сотрудники кафедры автомобильных дорог и городских сооружений СФУ полагают, что альтернативой ливневке может стать создание у дорог специальных емкостей — они могли бы собирать воду с проезжей части. По оценкам г-на Серватинского, возведение таких сооружений дешевле ливневок, но эксплуатация может обойтись и дороже — по ливневкам вода сама уходит в очистные сооружения, здесь же ее нужно откачивать.


Сергей Лопатин считает, что единственный способ спасти город — обустроить все улицы и дворы города ливневой канализацией. Если не подземной, то хотя бы наружной, в виде лотков у поребриков. При этом он отмечает, что затраты на оснащение всех дорог города ливневками для города неподъемны.


Пока ливневки предусматриваются лишь при реконструкции магистральных улиц, например Молокова, некоторые застройщики стали возводить такие системы в новых ЖК, например в «Белых росах» или в «Орбите».



Антон Понарин

Фото НГС

Видео пользователей Павел Романюк (1) и Ярик Лэй (2) с youtube.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Красноярске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...