Паровая яхта «Темза» и судно российского купца «Северное сияние» затонули в 19 веке
На севере Красноярского края обнаружили останки затонувших в 19 веке кораблей. Об этом на пресс-конференции в Таймырском муниципальном округе 2 августа сообщили участники Русского географического общества.
Историки-преподаватели СФУ Александр Гончаров и Николай Карелин 5 июля отправились из Красноярска в экспедицию для поисков паровой яхты «Темза» английского мореплавателя Джозефа Виггинса. В 1877 году пароход сел на мель в районе современной Игарки. «Темза» могла сняться с мели только сбросив графит, подаренный местным купцом Михаилом Сидоровым за открытие входа в Енисей. Но и это не помогло, судно оказалось примерзшим днищем к грунту. Виггинс умудрился продать пароход енисейским пароходовладельцам и отправить команду сухим путем в Англию. «Темзу» же затопило во время весеннего паводка.
Исследователи попали в сильный шторм, благодаря которому случайно вышли на останки еще одного затопленного судна «Северное сияние». Он также потерпел бедствие в 1877 году. Этот корабль был отправлен купцом Сидоровым в Санкт-Петербург с образцами местной древесины, научными коллекциями для столичных университетов, птицами и зверями для Петербургского зоологического сада. Командовал шхуной «вольный шкипер» Давыд Шваненберг.
Осенние штормы и морозы заставили шхуну встать на зимовку у Мало-Бреховских островов. Местный чиновник из-за ссоры со шкипером запретил населению продавать на судно продукты. Экипаж поразила цинга, в живых остались только Шваненберг, покинувший свою команду до болезни, и штурман Герман Нумелин. Шхуна, поврежденная весенним ледоходом, была брошена.
НГС.НОВОСТИ
Фото красноярского краевого отделения Русского географического общества