Во вторник, 2 августа, город наполняется всеми оттенками голубого — с раннего утра просыпаются взявшие отгулы или отпуска в этот день десантники, и ближе к полудню тельняшки, береты и яркие флаги мелькают повсюду. Свой армейский праздник в этот день шумно отмечают абсолютно все, кто когда-либо служил в Воздушно-десантных войсках. НГС.НОВОСТИ отправились гулять по Красноярску и проследили, как проходит День ВДВ.
По словам председателя Красноярского регионального отделения Союза десантников России Сергея Хританкова, в крае насчитывается более 8,5 тыс. «голубых беретов».
Памятник воинам интернационалистам на Поклонной горе (пересечение ул. Енисейской и Игарской) в этот день становится настоящим местом паломничества десантников всех возрастов. Здесь собираются компаниями, приходят по одному с гвоздиками — посетить памятник каждый считает делом святым.
«Сфотай нас с душманом!» — весело подзывает автора один из празднующих. Расставив стаканчики и нехитрую закуску на капоте, десантники устроили небольшой стол прямо перед воротами на Троицкое кладбище. Цветы к монументу, говорят, уже положили — почтили память погибших товарищей.
26-летний Владимир (слева) в 2011–2012 годах служил в 83-й ОДШБ в Уссурийске. «Кто ж туда случайно попадает — все стремятся! Но не каждый годен», — с гордостью отвечает он на наш вопрос, хотел ли он вообще в эти войска. Говорит, с детства мечтал служить в ВДВ. Занимались всем подряд: и стреляли, и бегали, и прыгали — 10 прыжков с парашютом за плечами: «В некоторых частях автомат лишь на присяге подержат, и все, а у нас все серьезно — полная боевая подготовка! Дедовщина была, куда же без нее, но она своеобразная — в качестве воспитания, а не просто лишь бы кого-то унизить». В горячие точки не попал, но при необходимости поехал бы не раздумывая. Купание в фонтанах Владимир не осуждает, но сам, говорит, в воду не лезет.
«Расплескалась синева, расплескалась!» — доносится откуда-то из детской коляски звук то ли магнитофона, то ли просто смартфона. Многие — особенно те, кто постарше, — гуляют целыми семьями.
Три брата — служили в ВДВ в разные годы, двое из них прошли Афганистан — с улыбкой приняли поздравления, однако о службе говорить постеснялись. «Просто мы еще трезвые», — смеется тот, что справа. Признаются, что праздник стал гораздо спокойнее — в 90-х рынки в этот день закрывались, время было тяжелое и молодежь горячее.
«91–93-й, Западная Украина, город Изяслав, отдельная разведдиверсионная рота спецназа ВДВ», — отчеканил 44-летний Алексей Юрьевич (справа). За годы службы — в 1992-м — успел повоевать в Приднестровье: «Когда Лебедь туда войска ввел». В армию в юности не просто хотел, а прямо рвался — за плечами 37 прыжков. На вопрос, часто ли в этот день они встречают на улицах так называемых лжедесантников, мужчина рассмеялся — говорит, вычислить их легче легкого: «Есть такие интересные вопросы, на которые только знатоки смогут ответить. Но вам я их не озвучу — это профессиональный секрет».
«Я к 5-й бригаде был приписан… А помнишь, мы ездили… Ты в какой части служил?» — раздаются со стороны шумных компаний обрывки фраз.
«Для нас это праздник воспоминаний — и неважно, директор ты или просто грузчик, — в тельняшках и беретах мы все равны. Понтам у нас не место — таким рога сразу отбивают», — говорит 54-летний Сергей, в начале 80-х служивший в ГДР.
До обеда по улицам города десантников особо не видно — лишь проносятся машины с развевающимися флагами, однако ближе к полудню «полосатые» ребята оккупировали все крупные площади в центре. Фонтаны работают, но в них никто не купается.
На Театральной площади одинокий мужчина продает флаги. Однако выяснить, как идет торговля, не получилось — в ответ на все вопросы продавец молча показал бумажку с выведенной на ней корявым почерком цифрой «500».
43-летний Юрий привел детей к мемориалу Победы. В армию уходил при СССР, в 1991-м, демобилизовался из-за границы, сержантом, — служил в районе литовского Гайжюная, в советские времена там находился крупнейший 242-й учебный центр ВДВ. Служба, говорит, была жесткой: тренировали офицеры, недавно прошедшие Афганистан, у них кровь не успела остыть. «Прыгал 15 раз, дедовщина была — по 40 минут не вставали с кулачков. Сейчас такое вряд ли повторю», — смеется он.
Еще одна Мекка десантников в этот день — Центральный парк. Здесь их, по оценке автора, не менее сотни.
Одни устроили шумные посиделки в кафе… Причем попросили прислать им фотографии.
Другие устроили показательные отжимания прямо на дороге: «Один! Два! Три!»... За время, пока горел зеленый, отжаться десять раз десантники не успели… «Восемь! Девять! Десять!» — закончили уже на красный, машины послушно ждали, пока закончится «физподготовка».
Кафе в парке забиты под завязку. Повсюду разносится: «Слава ВДВ!», «Поднимем стаканы за дядю Васю!», «Никто, кроме нас!»…
53-летний Андрей (справа) попал в самое пекло Афгана — в 1981 году, после полугода учебки разведбата. Служил в 783-й отдельном разведывательном батальоне в Кундузе, на севере Афганистана: «Ехали на войну с молодецким задором, страшно становится, когда уже попадаешь в батальон и все осознаешь, — но поначалу, потом бояться было некогда. Никакой дедовщиной там и не пахло — ведь любой молодой при случае тебя может застрелить». Пришел Андрей рядовым — перед «дембелем» давали сержанта, но он отказался.
Кстати, чем старше десантник, тем спокойнее он себя ведет. Громче всего слышно именно молодежь.
22-летний Максим (слева) по армейскому жаргону является «одногодкой», призвали его в 2012-м, и за год парень успел послужить в разных частях России: сначала в 242-м учебном центре в Омске, затем в 217-м в Иваново, — вернулся младшим сержантом. После армии поступил учиться на авиадиспетчера — служба в ВДВ как раз кстати.
Специально к службе Максим не готовился, но был заранее уверен, что попадет в ВДВ: «Слава богу, с физподготовкой всегда все хорошо было, здоровьем тоже не обижен». В армии гоняли так, что на дедовщину не оставалось сил, — когда 3 км, когда 6, а когда и 10. «Самое сложное — это марш-бросок в полном обмундировании: 25 кг на себе таскаешь и 10 км по жаре».
88-летнего Сергея Ивановича называют «старой школой» — службе в ВДВ он отдал 4,5 года, с 1947-го по 1951-й. Служил в Уссурийске на Дальнем Востоке. Горячих точек, говорит, в те времена не было. А после службы всю жизнь отработал машинистом электропоезда. За плечами — 31 прыжок с парашютом.
Кстати, особо буйных в этот день автором замечено не было — бóльшая часть празднующих светится благодушными улыбками…
Однако некоторым августовское солнышко успело напечь голову… В ответ на поздравления автор услышал неприветливое и невнятное: «А ты кто такой? Где служил?».
При этом не все ВДВшники посвятили день праздным гуляниям. Воспитанникам детского дома на Вавилова группа десантников организовала праздник с метанием ножей, стрельбой и разбиранием на время настоящих АК-74, а после угостили их тортами, которых заказали целых 30 кг. Дети были безумно рады.
Максим Косов
Фото автора, фото 24 — Евгения Маркевича