Город «В стране ничего нового» или «Мы стали сильнее»?

«В стране ничего нового» или «Мы стали сильнее»?

Достижения и ошибки в стране через 25 лет после развала СССР глазами красноярцев: Крым, приватизация, санкции, стабильность и кризисы

Елена, 31 год, сотрудник отдела размещения заказов при ГУ МВД по краю: «Наша страна становится могущественнее, несмотря на проблемы. Четко занимаем свои позиции в мире — этим нельзя не гордиться. Санкции, конечно, уровень жизни уронили, — но это временно. Из плохого — доступность жилья стала призрачной, при Союзе-то все бесплатно было. В крае жить лучше становится — инфраструктура развивается, бизнес, есть возможность отдохнуть, не покидая регион, с детсадами вопросы решаются. Мерилом успеха считаю свою семью и работу — стабильность в жизни появилась, есть уверенность в завтрашнем дне. Была бы возможность — не уезжала бы после института в родной город, несколько лет зря потеряла».

В преддверии Дня России мы вышли на красноярские улицы и поговорили с горожанами о том, что для них значат 25 лет существования нашей молодой страны — что в них было хорошего и плохого, как это изменило жизнь обычных красноярцев. Прохожие рассказали о том, за что они гордятся своей страной, о своих личных достижениях и об ошибках, которые хотели бы не совершать. Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.

Надежда Александровна, 67 лет, пенсионерка: «Я никаких достижений не вижу — предприятия стоят, молодежь не может на работу устроиться и детей не рожает, старикам пенсию не повышают. Хорошо хоть материнский капитал появился. Недовольна нашим правительством, а президент один ничего не сделает. Самая большая ошибка за 25 лет — приватизация, все в частные руки раздали, а народ остался бедным. Раньше, при СССР, было лучше. В Красноярске единственное достижение — мост построили. В личном плане главная радость — это внуки, а о том, что было в жизни, — не жалею».
Максим, 37 лет, врач: «Сложно сказать, единственное, что Крым забрали. На жизни моей, правда, это не сказалось — просто горд за Россию. 90-е даже вспоминать не хочу, Ельцин сам по себе — один большой провал, чуть страну не потеряли. Тревожит, что сегодня не те люди окружают президента — только и делают, что воруют, а докладывают, что все хорошо. Отсюда проблемы во всех отраслях, включая медицину, — зарплаты маленькие, стабильности нет. Но это мелочи по сравнению с тем, что я женился, есть 2 сыновей — что еще для счастья нужно?».
Марина, 43 года, предприниматель: «У меня телевизора нет 12 лет, понятия не имею, что в стране происходит. Вообще мне нравится, что можно путешествовать без проблем, — нет больше железного занавеса. Я квартиру в Болгарии купила. Из плохого — не дают в России предпринимателям развиваться, от этого страдает весь налогооблагаемый фонд. И коррупцию бы прекратить — все нормально бы было. У меня собственный бизнес, и не один, но горизонты у меня настолько расширились, что я сегодня очень многого хочу, — но приходится ужиматься. Нравится, как Красноярск преобразился за эти годы. В личном плане самое главное — быть счастливым, деньги же сегодня есть, завтра их нет. Главное — научиться их зарабатывать и позитивно мыслить. Если бы у меня была возможность изменить прошлое — стала бы очень жестким руководителем, а у меня не получается, мягкотелая».
Владимир, 43 года, торговля стройматериалами: «Перемен очень много — например, крепкие силовые структуры, армия. Во внешней политике все хорошо, а вот во внутренней, особенно в социалке, — больше недостатков. Но конкретных провалов давно не было, только при Ельцине — вся страна во тьме жила. Единственное — чиновников бы всех разогнать подчистую и поставить вместо них талантливую молодежь. В жизни перемен было много, но они зависят лишь от меня, а не от ситуации в стране. Я вообще тему политики стараюсь не трогать, занимаюсь йогой, учусь позитивно мыслить, правильно расставлять акценты — во всем есть положительные стороны. Но в прошлом своем кардинально бы все изменил — устраивают лишь последние 5 лет жизни».
Арслан, 57 лет, предприниматель: «Из хорошего — наверное лишь смена формаций, стало можно заниматься бизнесом. Нового ничего в стране — до сих пор живем на старых отцовских достижениях, со всем миром разругались. Самым большим провалом считаю, что Россия не смогла пойти истинно демократическим путем по примеру западных стран. Это сказалось на жизни всех россиян, и меня в том числе, — в экономике пробуксовки, отсюда падение уровня жизни, потеря надежд. Главным в крае считаю развитие северов, Красноярск стал благоустроенным, появились новые объекты. Для меня лично — рождение сына».
Елена, 56 лет, журналист: «Последние 10 лет я живу в Италии, но бываю в Красноярске очень часто и слежу за жизнью в России. Мне очень нравится внешняя политика Путина — потому что страну загнали в угол, надо защищаться, он отстаивает достоинство русских. Могу сказать, что Европа сама страдает от взаимных санкций и народ там поддерживает россиян. После развала СССР была допущена ошибка — вся политика России была ориентирована на Запад. С приходом нового времени лично я стала жить лучше — в 70–80-е было жестче. В 1991-м мне было 30 лет — я смогла перестроиться под новые реалии, а многие просто погибли. В крае сдвиги были лишь при Зубове, сегодня все поглотила Москва. Я смогла уехать в другую страну, вышла замуж за итальянца и смогла там адаптироваться, но осталась патриотом — даже паспорт так и не поменяла, не могу отмежеваться от России».
Сергей, 52 года, энергетик: «Главное, что войны нет — хотя где-то на грани висим. До 2000 года никаких достижений у России не было — страна лишилась всего. Меня жизнь побросала, поменял несколько профессий — и торговал, и где только ни работал. Сегодня, слава богу, вернулся в свою стезю, в энергетики. Как бы ни жил — все, что было, то прошло. Вон мое личное достижение стоит (показывает рукой на здание по пр. Мира, 56. — М.К.) — я в нем сети проектировал и реконструировал».
Татьяна Николаевна, 54 года, продавец мороженого: «Наверное, Путин — самое главное достижение России. (Смеется.) Про страну не могу ничего сказать, я больше всего горжусь своей внучкой-первоклассницей. Еще нашими десантниками да спецназовцами — они лучшие в мире. Но мою жизнь это никак не изменило — мне кажется, хуже меня никто не живет. Про ошибки — не мне судить. Город наш преобразился за эти годы — набережная, пальмочки, фонтаны. Была бы у меня машина времени — замуж бы не вышла, родителей бы ценила, мало им времени уделяла». (Вздыхает.)
Александр, 38 лет, плавильщик: «Самое позитивное — это Крым. Мою жизнь это не изменило, но это правильное решение. Если раньше копать — смена власти в 1999-м, меньше стало криминала. Но потом серьезно подкосили два кризиса — не только страну, но и меня, много плохого пережил, дров наломал. В масштабе края ценю времена Пимашкова и Ванкор, а мой личный предмет гордости — сын и дочь».
Надежда, 35 лет, психолог и бизнес-тренер: «Появилась свобода передвижения, и люди могут свободно выражать свое мнение, проявлять себя. Я, например, завела свой маленький бизнес. Но с развалом СССР исчезли все моральные границы, появилась вседозволенность — мне советская цензура нравилась: молодому поколению нужны некие рамки "что хорошо — что плохо". По нашему краю могу сказать одно — стали развивать провинции, строить дороги, развивать промышленность. Мерило успеха для меня — возможность заниматься любимым делом и на этом зарабатывать».
Максим Косов

Фото Артема Ленца
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства