Пожалуй, каждый мужчина с теплом вспоминает самодельные рогатки: классические и шпоночные. Для первых нужны были толстая ветка, кусочек кожи и крепкий резиновый жгут, патронами служили камни или ягоды. Автору из такой рогатки удавалось с расстояния 3 м вдребезги разносить бутылку из-под шампанского. Шпоночные рогатки мастерили из алюминиевой проволоки и резинки от трусов — чем новее резинка, тем убойнее рогатка.
На этой неделе подростки в «Солнечном» выбрали себе опасное развлечение — швыряли с горы на трассу стеклянные бутылки. Парни попали на видео, которое вызвало в Сети шквал комментариев — большинство красноярцев ругали подростков, но многие ударились в ностальгию, вспоминая, как сами развлекались в детстве. Мы вспомнили самые распространенные забавы и самодельные игрушки мальчишек 80-х и 90-х.
«Самое безобидное, но опасное — это, было, наверное, лазанье по стройкам, подвалам и чердакам, — вспоминает шоумен Александр Белов, — однажды руку себе насквозь проткнул каким-то штырем». Архитектор Антон Шаталов рассказал, что помимо подвалов их излюбленными местами были всякие развалины и заброшенные здания: «Хорошо помню сгоревший ресторан на Караульной горе. Если бы родители знали, где мы время проводим, они бы, наверное, поседели».
Не менее опасное и полное адреналина развлечение припомнил гендиректор студии «Метадизайн» Артем Потехин: «Жили в "Северном", домов было мало, одни пустыри вокруг, стройки, с которых мы не вылезали. Находили катушки для кабеля — выбивали в середине несколько досок, один внутрь залезает, другие сталкивают катушку с горы. Катится быстро, аж подпрыгивает вместе с сердцем сидящего внутри». Не менее интересной забавой, по его словам, были дюбельные патроны — привязывали их к проволоке и били о стену с размаху, внутри был порох и грохот стоял знатный.
С забавами на стройках тесно связан карбид, кусочки которого добыть старался каждый мальчишка. Жгли костры на пустырях, там же его взрывали, вспоминает Александр Белов: «Карбид при взаимодействии с водой громко шипел и выделял газ, который при поджигании спичкой издавал громкий хлопок — эффектный результат затмевал всю возможную опасность».
Также из карбида получался отличный «огнемет». Однако секрет столь «буйного» поведения невинных с виду камушков тогдашние школьники узнавали позднее, на уроках химии. Взрываться и гореть его заставлял ацетилен, выделяющийся при реакции карбида и воды, — именно этот газ использовали в работе сварщики.
Автогонщику Александру Пономареву в детстве нравились пугачи из медной трубки. «Лазили на птицефабрику и на тракторах отпиливали трубки у топливонасоса — они идеально подходили. Сторож, собаки, было страшно, но отказаться — еще страшнее», — рассказывает он.
Еще одну «громкую» забаву вспомнил главный специалист Красспорта Дмитрий Костюнин: «Выкручивали из тракторов болты и гайки и делали из них бомбочки. Шлепаешь с размаху такой девайс об бетон — хлопает громко». (Смеется.)
«Мы делали "воздушки" из велонасоса, которые стреляли пластилином, — рассказал нам коммерческий директор сети «Красный Яр» Вадим Журов. — Две трубки (тонкую от радиоантенны и толстую от велонасоса) соединяли изолентой, делали боек из дерева и поршень из кожаного ремня и за счет использования в качестве пружины бинторезины приводили это "оружие" в действие. Бьет до синяков, но стреляли по бутылкам. Дробинку в пластилин добавишь — выстрела хватает, чтобы разбить лампочку».
Не таким убойным, но не менее популярным орудием был в те времена самострел из деревянной палки и прищепки. «Стреляли камнями или рябиной — могло и глаз выбить, но обходилось, слава богу, без жертв», — раскрыл принцип действия Дмитрий Костюнин.
«В дартс не играл только ленивый. Дротики не продавали или стоили они немалых денег. На улице делали дротики из сварочных электродов. Затачивали один конец о бордюр, а к другому приматывали перья — бросали в двери и деревья», — поведал нам о своих увлечениях 33-летний красноярец Сергей.
Ничем не хуже дартса была позабытая ныне игра «в ножички». «Складник был у каждого пацана во дворе и считался настоящим сокровищем. Чертили круг, делили его поровну и каждый вставал на свой участок. Стоя втыкали нож в участок противника и отрезали от его земли по кусочку. "Заранился" (не воткнул) — потерял ход. Стоишь на своей земле пока можешь, даже на цыпочках», — вспоминает Артем Потехин.
Ресторатор Евгений Пономарев вспомнил, как в детстве они плавили свинец — о том, что, надышавшись парами, можно отравиться, никто не знал. Из военной части на Краснодарской, по его словам, в огромных количествах выбрасывали аккумуляторы — мальчишки их разбивали и, обжигаясь выливающейся кислотой, доставали заветный металл. «Крошили его в консервную банку, плавили на костре и заливали в любую форму», — рассказывает он.
Необычайно популярны среди шпаны были детские игрушки-«неваляшки», да и шарики для пинг-понга далеко не всегда использовались по прямому назначению. Все дело в том, что пластмасса, из которой они сделаны, отлично подходила для «дымовух». Как признается красноярец Василий, дымовые завесы они устраивали постоянно — однажды он закинул «дымовуху» в кабинет директора, за что парня чуть не исключили из школы.
Не только огонь, но и вода неизбежно манила к себе каждого мальчишку. «В Лесосибирске, где я рос, мы любили бегать по бревнам на Енисее — для лесосплава прямо на воде готовили огромные плоты. Забава экстремальная — местами бревна не были связаны между собой, и кто-то проваливался в воду. Чтобы не попадаться на глаза рабочим — они гоняли за это, — уходили подальше от порта, плотов вдоль берега хватало», — рассказал нам Дмитрий Костюнин.
«Весной сами делали плоты, плавали не только по реке — исследовали все более-менее глубокие лужи, прыгали с одного плота на другой», — продолжает тему плотов Костюнин.
Любимым водным развлечением Александра Пономарева была самодельная «тарзанка» на реке: «Собирались толпой, на дерево привязывали веревку с палкой — либо просто раскачивались, либо в воду с нее ныряли. Бывало, обрывалась веревка, или в воду неудачно упадешь. Опасное, но веселое было детство — нынче молодежь в интернете сидит, хорошо, что у нас этого не было. Сына с самого детства горными лыжами занял, чтобы его компьютер не "украл"».
«Зимой река тоже таила опасности, но безумно манила — играли в хоккей на льду, хотя местами он был тонок. Однажды один из нас пошел за шайбой и провалился. Особый кайф — перебежать речку по весеннему льду! Провалился как-то, еле выполз, благо рядом был помост. Но страшнее было не утонуть, а домой прийти мокрому», — смеется автогонщик.
Антон Шаталов вспомнил, что на Декабристов в свое время была хорошая горка — она магнитом тянула любителей зацепиться за автобус: «Водители и милиционеры за это гоняли, конечно, — но разве это помеха! Сам я боялся — очень опасно. Честно скажу, не хотел бы, чтобы мой сын так же время проводил — у нас же, по сути, было абсолютно бессодержательное детство. Ходили, конечно, на секции, но ими же весь день не заполнишь».
Максим Косов
Фото depositphotos.com (1, 3, 14, 16, 17), blogsochi.ru (2); скрины видео на youtube.com пользователей: Thoisoi (4, 5), ViktOrcfg (6), PYRO GROMUS (7), Кирилл Коршунов (8), Slavik Plazmotronov (9), Степан Чаплыгин (12), «Отец и Сын · Лайфхаки · Самоделки · Фокусы» (13); vek-20.ru (10), пользователя Черномор с popgun.ru (11), sq.dp.ua (15), tramclub.org (18)