Детские сады теперь могут отчислять воспитанников за длительные прогулы без уважительных причин, а на их место принимать следующих по очереди. В главном управлении образования мэрии посетовали, что необходимость столь крайней меры назрела из-за роста пустых мест, которые родители держат «про запас». Корреспондент НГС.НОВОСТИ узнал, не нарушает ли эта мера права детей, и пообщался с красноярскими родителями, которых нововведение разбило на два противоборствующих лагеря.
Мэрия наделила детские сады правом отчислять своих воспитанников за прогулы без уважительной причины. Соответствующее постановление опубликовано 15 октября на сайте городского управления образования.
Как сообщили в ведомстве, такое решение назрело из-за все растущего количества детей, которые не ходят в детский сад по 2–3 недели без видимых причин. Кто-то живет в другом городе или даже в другой стране и при этом не отказывается от места на случай возвращения в Красноярск. Другие родители предпочитают оплачивать услуги частных детских садов или сидеть с ребенком дома, но держать за собой место в муниципальном детском саду «про запас».
Согласно статистике ведомства, красноярская сеть муниципальных детских садов насчитывает 212 учреждений, возможность посещать их имеет 43 тыс. дошкольников. В 2012 году стабильно отсутствовали 30 % воспитанников, в 2015-м показатель увеличился до 36 %, при этом лишь 8 % отсутствовали по болезни, сообщили в управлении образования. В очереди же на детсад в Красноярске на сегодняшний день стоит 3300 детей от 3 лет.
«Каждое решение об отчислении будет приниматься администрацией конкретного детсада, их локальным актом, — говорит пресс-секретарь ведомства Евгения Тимашева. — Сколько дней может отсутствовать ребенок — также определяет детсад, исходя из особенностей работы учреждения. В обсуждениях могут принимать участие родители — при всех садах есть родительские комитеты». Уважительными причинами для прогулов, по словам г-жи Тимашевой, являются либо болезнь ребенка, либо отпуск или командировка родителей, подтвержденные справками и документами. Если ребенок болеет, то необходима справка от врача, если командировка или отпуск, то, соответственно, — приказ с рабочего места.
«По летнему периоду будут также решать на местах — каким образом обходить моменты, что дети не ходят в садики летом, — добавила г-жа Тимашева. — Если ребенок не идет в садик по любой причине, то делается перерасчет за дни, которые он пропустил, — т.е. если он не ходит в садик, следовательно, за эти дни родитель не платит».
Воспитатель начальной школы-детского сада № 165 Ольга Петрова говорит, что ранее любой воспитанник их учреждения мог без причины отсутствовать до 5 дней, не предоставляя никаких документов: «Если ребенок не ходит дольше — в таком случае нужна была либо справка от врача, либо объяснительная от родителей с указанием причины отсутствия ребенка в садике». Случаев отчисления, по ее словам, не было ни разу.
Появившись в Сети, информация о возможном отчислении детей из детсадов разбила красноярских родителей на два лагеря — в комментариях НГС и в соцсетях одни встретили инициативу властей на ура, радуясь, что это избавит сады от «детей-невидимок», попусту занимающих места, другие же сетуют, что отчисляться будут в первую очередь дети неугодных руководству родителей.
33-летнюю Марию, чей 5-летний сын уже два года ходит в детский сад, больше всего смутило, что такие важные решения отдали на откуп детсадам:
«Если принимается какой-либо закон или постановление, то в нем должно быть точно прописано количество дней, за которым следует отчисление. Получается, если родитель в хороших отношениях с администрацией, то ему разрешат раз в полгода ребенка приводить, а если у родителя был какой-то конфликт с руководством или он косо посмотрел на заведующую — то ему могут сказать, вы, мол, 2 недели пропустили, будьте добры освободить место».
Противоположную точку зрения высказала 34-летняя Галина, 4-летняя дочь которой пошла в детсад в апреле этого года: никого без ведома родителей, по ее мнению, не отчислят, а вот с местами в детсадах станет попроще. «Мы ходим в муниципальный садик, с группы ходит не более 14 человек, некоторых детей, говорят воспитатели, они не видели ни разу. Раз их нет — значит, садик им не нужен, есть те, которым он гораздо нужнее», — заявляет женщина.
Уполномоченный по правам ребенка в крае Ирина Мирошникова полагает, что принятие последних изменений, которые вносятся в постановление мэрии «О комплектовании детских садов», является запоздалой попыткой навести порядок в очередности в детсады. «Учитывая шквал обращений, который поступил только за сегодняшний день, очевидно, что документ нуждается в корректировке», — сетует она.
Длительное непосещение детского сада одним ребенком, по ее мнению, нарушает права других детей, которые стоят в очереди и ждут это место, а их мамы не имеют возможности выйти на работу. Неправильным омбудсмен считает и решение о передаче полномочий по столь важным вопросам непосредственно детсадам — по ее мнению, это приведет к необъективности.
«При том дефиците мест, который мы имеем, и при стремлении родителей попасть в детсады очень странно, что случаи длительного отсутствия детей по неуважительным причинам вообще существуют», — говорит г-жа Мирошникова.
Как рассказал адвокат компании «Арбикон» Станислав Заблоцкий,
такого основания для отчисления из садиков, как отсутствие ребенка, в законе об образовании прямо не предусмотрено.
Однако, по его словам, там есть общая, довольно размытая фраза о том, что договор на платную образовательную услугу может быть досрочно расторгнут в случае невозможности исполнения договора по причине бездействия обучающегося. «Является ли отсутствие ребенка в садике таким бездействием, сможет разрешить только суд — если кем-то из родителей будет подан такой иск. То есть окончательное слово — за судебной практикой», — отмечает адвокат.
В любом случае, говорит г-н Заблоцкий, к такому основанию для прекращения договора нужно относиться крайне взвешенно и осторожно — даже если подобный пункт во внутреннем документе дошкольного учреждения есть. «Должны, вероятно, учитываться длительность и причины непосещения детского сада, а также реальное намерение родителей продолжить исполнение договора в будущем», — добавляет эксперт.
Максим Косов
Фото depositphotos.com