На Бадалыке может появиться зенитно-ракетный полк, а заброшенные площади военного городка на ул. Малиновского, возможно, превратятся в микрорайон с широкими магистралями. Красноярские власти готовы изменить генплан застройки города и ведут переговоры с военными об обмене землей. Горожане опасаются, что столь серьезное воинское подразделение сделает город мишенью для противника, но военные все переживания считают надуманными. Подробности — в материале далее.
Военный городок с размещением зенитно-ракетного полка может появиться под Красноярском, а территория бывших воинских частей в районе ул. Малиновского, возможно, превратится в новый жилой микрорайон с транспортными развязками и парками. Об этом сообщили 9 сентября в пресс-службе управления архитектуры мэрии. Судьбу земель должны будут решить публичные слушания — первое открытое обсуждение с участием граждан пройдет 23 сентября в администрации Советского района, а итоги власти подведут 13 октября.
Как рассказали в мэрии, предложение о внесении изменений в генплан Красноярска с целью размещения объектов Министерства обороны РФ поступило 19 июня от командования ВВС и ПВО Вооруженных сил РФ. Рассматриваемый военным ведомством земельный участок площадью в 70 га расположен напротив кладбища Бадалык: на юго-западе к нему примыкает полигон «Экоресурса», северо-восточная и южная части участка вплотную подходят к границам города. Согласно опубликованному мэрией документу, сейчас эта территория свободна от капитальной застройки. Проект предусматривает перевод ее в зону «режимных объектов».
По новому плану там должна появиться система зон парков техники и вооружения, складская и хозяйственная зоны, а также объекты социального назначения, «позволяющие создать качественную инфраструктуру зенитно-ракетного полка в целом». Главный архитектор Красноярска Андрей Макаров пояснил:
Вопрос о том, почему представители МО РФ выбрали именно этот участок для размещения своих объектов, в управлении архитектуры оставили без ответа, сославшись на то, что он находится не в их компетенции. Не удалось автору выяснить подробностей и у военных — пресс-секретарь Центрального военного округа МО РФ Ярослав Рощупкин не стал ни подтверждать, ни опровергать информацию о возможном появлении в Красноярске новой части. «Размещение соединений и воинских частей — это прерогатива президента РФ. Наш округ включает 29 субъектов Федерации — со всеми регулярно ведутся переговоры и слушания по поводу круговорота земель. Но нельзя считать подобные слушания основанием для того, что там что-то будет размещено», — заявил он корреспонденту НГС.НОВОСТИ.
Выделение войскам ПВО земли под Красноярском городские чиновники объяснили «обменом» — как рассказали в мэрии, сейчас ведутся переговоры с Минобороны о выделении городу 100 га в районе ул. Армейской и Малиновского, на которых сегодня находится заброшенный военный городок. По словам 28-летнего красноярца Павла, на ул. Армейской в 120-й гвардейской Краснознаменной артиллерийской бригаде он отслужил в 2010-2011 годах — до того, как в 2012-м подразделение перевели в г. Юрга Кемеровской области. В период его службы бригада относилась к сухопутным войскам, насчитывала почти 1000 человек, помимо них в городке размещалось еще несколько дивизионов — противотанковый, артиллерийский и обеспечивающий. На вооружении стояли противотанковые гаубицы, стрелковое оружие и большой автопарк. На стрельбы и учения ездили на полигон в районе Таскино.
Если договориться с военными удастся, то там может разместиться новый жилой микрорайон и магистраль, которая объединит ул. Ястынскую с ул. Молокова, Авиаторов и Шахтеров.
Что представляет собой зенитно-ракетная часть, в Минобороны рассказывать не стали. Однако из открытых источников автору удалось выяснить, что такие соединения сейчас комплектуются новейшим вооружением — комплексами С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей» с радиусом действия до 500 км, способными обнаружить и уничтожить все современные и перспективные средства воздушно-космического нападения.
Новость о возможном появлении в Красноярске зенитно-ракетного полка вызвала бурный ажиотаж среди читателей НГС.НОВОСТИ. В частности,
красноярцы опасаются, что появление столь серьезного объекта в черте города-миллионника «делает его первоочередной мишенью для потенциального противника», а излучения радарных установок негативно повлияют на здоровье населения.
Чтобы получить ответы на эти вопросы, автор обратился к военным экспертам. «Никакого излучения такие объекты не дают: любая радарная установка — это принимающая станция, как обыкновенный телевизор. Их цели отслеживаются в атмосфере и стратосфере — все антенны направлены исключительно вверх», — рассказал председатель Красноярского регионального отделения Союза десантников России Сергей Хританков.
Руководитель организации ветеранов подразделений спецназа «Братство Краповых Беретов — "Витязь"» Вячеслав Петров все опасения о потенциальной опасности для горожан считает излишними и надуманными: «При военном нападении главная цель — это стратегические предприятия, включая ГЭС, а если у нас будет полноценная часть, это будет гарантией хоть какой-то защиты — она прикрывает воздушное пространство от ракет, самолетов и боеголовок».
Бывший зенитчик-ракетчик Олег Калугин, почти 40 лет назад служивший в войсках ПВО Забайкальского военного округа, а сейчас — руководитель военно-спортивного технического клуба «Патриот», вспоминает: в их полку было 4 дивизиона общей численностью 2,5 тыс. чел. При этом уточняет, что «вообще конкретная численность и объем вооружений каждого полка сильно разнится и зависит от выполняемых задач».
«Размещение у нас зенитно-ракетного расчета абсолютно оправдано, — считает он. — Город с точки зрения захвата противником абсолютно голый, у нас давно уже нет действующих вооруженных частей обороны — остались одни штабы». По мнению Калугина,
один такой расчет теоретически способен «накрыть защитным зонтиком» не только Красноярск, но и прилегающие окрестности радиусом до 300 км — включая такие важные объекты, как Красноярская ГЭС, Железногорск и Зеленогорск. «С точки зрения логики, ему самое место на Бадалыке — такие объекты всегда возводятся на возвышенности.
Заброшенных городков в крае много — тот же Кедровый, Шапкино, Таскино, но их территории давно распроданы и вернуть все назад практически невозможно — проще на новом месте построить», — говорит эксперт.
Согласен с ним и Сергей Христанков: «Все советские оборонные мощности давно разворованы и уничтожены. Была у нас Енисейская РЛС, которая могла заглянуть хоть в США и одним импульсом смахнуть любой спутник». Кроме того, в советское время, вспоминает он, 3 РЛС стояли на самых высоких холмах к северу от Красноярска — они защищали город.
Депутат ЗС края и бывший военнослужащий ВДВ Юрий Швыткин размещение в черте города столь серьезного вооружения считает маловероятным — по его мнению, скорее всего речь идет о создании штабных подразделений. «Если же будет принято решение о размещении какого-либо вооружения, то все составляющие военного потенциала будут учтены, и, безусловно, гражданскому населению ничего угрожать не будет. Это не та воинская часть, возможного удара по которой можно опасаться», — добавил он.
Максим Косов
Фото depositphotos.com (1), иллюстрация admkrsk.ru (2), фрагмент справочника 2ГИС (3)