Огромное кладбище «Бадалык» закрывают для массовых захоронений. С 8 августа в городе будет полноценно работать только «Шинное». Для свежих могил там выделено 25 га земли в сторону дачных обществ. Ресурса хватит только на 3 года, предупреждают городские власти, которые до сих пор не могут найти место под новое кладбище и даже крематорий. Как закрытие «Бадалыка» подстегнет теневой бизнес, какими неудобствами грозит захоронение на «Шинном» и приведет ли это к удорожанию стоимости похорон — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
В это субботу закрываются массовые захоронения на «Бадалыке». О скором закрытии погоста стало известно еще в феврале. За 45 лет работы кладбище разрослось до 230 га и 230 тыс. могил, рассказывает директор муниципального предприятия «Ритуальные услуги» Семен Бугаев. Кладбище перестанет расширяться, но хоронить здесь продолжат: в военных и религиозных секторах, а также в могилы близких родственников, возраст которых более 20 лет. По оценкам г-на Бугаева, количество захоронений в год уменьшится с 5,5 тыс. до 2 тыс.
Для массового погребения власти специально расширили последнее работающее кладбище «Шинное» возле мкрн «Черемушки». Оно образовалось в 1935 году как деревенский погост. Бурный рост пришелся на вторую половину XX века — период активного освоения правого берега. По количеству могил «Шинное» примерно в 2 раза меньше «Бадалыка», по протяженности сопоставимо — 1,3 км против 1,6 км (данные по справочнику 2ГИС).
Подсчет показывает, что на «Шинном» последнее пристанище найдут минимум 17,5 тыс. красноярцев.
Там уже ведется расширение входа на кладбище, замена старых ворот на новые, устройство наружного освещения и работы по благоустройству. В частности, предусмотрены нарезка секторов, подсыпка дорожек щебенкой, обустройство мусорных площадок и 7 мест под общественные туалеты. Чиновники обещают, что работы закончатся до конца августа. Кроме того, планируется строительство двух залов прощаний и ремонт административных зданий.
Пожалуй, главный минус кладбища — его труднодоступность. Автобусы № 61 и 74 заезжают в гору только летом. Поздней осенью и зимой, чтобы помянуть родственников, нужно карабкаться вверх по глубокой грязи или обледенелым дорожкам. После асфальтирования ул. 4-й Шинной автобусы начнут ходить до верха круглогодично, пообещал глава департамента транспорта Игорь Ким.
Несмотря на относительную близость к дачным обществам, заслуженный строитель РФ Михаил Сашко называет условия для захоронения на «Шинном» практически идеальными: участок ровный, сквозь плотную глину трупный яд из земли не попадает в грунтовые воды и не доходит, например, до Енисея.
«Перенос захоронения на правый берег у нормальных ритуальщиков не приведет к повышению цен, —
уверен председатель «Союза предпринимателей похоронного дела» Игорь Коробейников, — наживаться на этом будут только спекулянты, которых немного. Даже сейчас очень многих усопших возят с "Ветлужанки" хоронить на "Шинное", а с ул. Свердловской — на "Бадалык"». По его словам, в среднем цена похорон в городе — 17–25 тыс. руб.
Указал Игорь Коробейников и на другой нюанс: закрытие «Бадалыка» подстегнет теневой бизнес — сейчас один из предпринимателей «куски выхватил и забетонировал» под могилы на кладбище. В данный момент он продает их состоятельным людям по 400 тыс. руб. После отмены захоронений цена должна подскочить до миллиона.
Тем временем у властей остается 3 года, чтобы найти место под новое кладбище, пока все попытки заканчиваются неудачами. Причины этого озвучил 3 августа глава департамента горхозяйства Игорь Титенков — отсутствие в городе больших участков земли, горный ландшафт, «учет интересов прилегающих районов». Однако Михаил Сашко называет более прозаичную причину трудностей — нежелание районных властей отдавать заготовленные под коттеджи участки земли.
Ранее в мэрии озвучивались планы по строительству кладбища «Западное» в районе дер. Творогово площадью примерно 20 га.
В мае были назначены торги, но их приостановили в связи с «уточнением границ земельного участка». Другое кладбище, «Восточное», чиновники хотели разместить возле дер. Шуваево, недалеко от площадки под строительство завода ферросплавов. Для нужд мэрии был предоставлен в бессрочное пользование участок площадью 2,5 тыс. кв. м. Однако суд Емельяновского района запретил районным властям выделять земли.
Трудности возникли и со строительством крематория. Инвестор Виктор Суровцев собирался построить за свои деньги погребальный комплекс возле кладбища «Бадалык». Был разработан проект, но против строительства выступили депутаты Горсовета, устроив на сессии шоу с вручением икон, и отправили проект на доработку. Недавно нашелся еще один инвестор — Вадим Абдулин. Он предлагает возить трупы на кремацию в Новосибирск — через сутки урна с прахом должна возвратиться в Красноярск.
Тем временем у соседей, в Новосибирске, в начале 2015 года открылся уже второй крематорий. По данным руководителя новосибирского муниципального предприятия Сергея Бондаренко, кладбища удалось разгрузить на 15 %.
Семен Бугаев из «Ритуальных услуг» успокаивает: кладбище «Бадалык» продолжит работать и после прекращения массовых захоронений.
Всего в городе насчитывается 10 кладбищ, и все они (в том числе 9 закрытых) обслуживаются и поддерживаются в порядке.
Впрочем, в истории Красноярска известен пример, когда на месте Всехсвятского кладбища, закрытого для похорон в начале XX века, сразу после революции был организован авиаклуб, а затем завод «Квант», рассказывает кандидат исторических наук Евгений Артемьев.
Вообще многие городские объекты стоят «на костях» — например, в районе гостиницы «Октябрьской» были обнаружены первые захоронения основавших красноярский острог казаков. Автомобилисты ездят по кольцу Предмостной площади — прямо по бывшему кургану, возраст которого датируется 4–5 веками до нашей эры.
Викентий Чекушин
Фото depositphotos.com (1), предоставлено пресс-службой мэрии (2)