«Сколько всего в Красноярске фонтанов — точно не известно никому, — говорит начальник участка службы по эксплуатации городских фонтанов МП «Управление зеленого строительства» Андрей Анисимов. — По моим прикидкам — около 150, из них 26 муниципальных, остальные — частные».
В День Победы в Красноярске официально открылся сезон фонтанов — однако даже спустя 1,5 недели журчат далеко не все. Строго по графику запущены в основном находящиеся на центральных улицах — в других районах многие фонтаны до сих пор глядят на красноярцев сухими чашами. Корреспонденты отправились на прогулку в поисках малоизвестных, но работающих фонтанов. Сколько стоит их обслуживание, где находится старейший фонтан Красноярска и почему после ухода Пимашкова их перестали строить — в материале далее.
Фонтанный сезон традиционно открывается 9 мая, и журчат они до первых холодов — консервируют их 30 сентября. Все фонтаны давно управляются автоматически, работают по таймеру — с 7:00 до 23:00. По подсчетам Андрея Анисимова, работающего с фонтанами более 10 лет, содержание 26 муниципальных фонтанов обходится городской казне в 20 млн руб. ежегодно.
Фонтан во дворе за зданием Ленинского загса (ул. Малаховская, 10. — М.К.) — старейший из ныне действующих в Красноярске. Его установили еще в 1951 году. «Это подарок ленинградских скульпторов — бетонные фигуры привезли оттуда по частям, их уже на месте собрали тогдашние красноярские власти. Вообще, первые фонтаны стали появляться в городе еще в 1930-х, но от них сегодня почти ничего не осталось», — знает г-н Анисимов.
Расцвет «фонтанной фантазии», по мнению архитектора Андрея Касаткина, пришелся на постперестроечное время: «Из советских фонтанов, кроме того, что с рыбками, вообще не припомню ничего интересного». Эксперт уверен, что сибирские фонтаны необходимо возводить именно в комплексе со скульптурными композициями — чтобы они могли украшать город не только летом, но и холодной зимой.
Фонтан «Китайский дракон» появился около рынка КрасТЭЦ в 2006 году. Красный дракон, по китайскому поверью, исполняет добрые мечты и является символом счастья. По словам Андрея Анисимова, больше всего фонтанов появилось в Красноярске в период мэрства Петра Пимашкова: «С 2004-го по 2012-й они как грибы росли — до этого времени было в лучшем случае 10 % от ныне существующих».
Именно при Пимашкове фонтаны стали перемещаться на центральные улицы, говорит архитектор Андрей Касаткин: «И это правильно — они должны привлекать туристов. Китчеватые фонтаны во дворах — это пережиток советского времени». Один из таких корреспонденты нашли в утопающем в зелени дворе на ул. Крылова, 6, однако местные жители говорят, что появился он тут всего 6 лет назад.
Композицию «Арлекин и Коломбина» возле ТЮЗа Андрей Касаткин создал совместно со скульптором Александром Ткачуком в 2008 году. «Это театральные персонажи XVI века, а история театра начиналась с уличных праздников и карнавалов», — так объяснил архитектор идею фонтанной композиции.
«Красноярск — самый фонтанный город Сибири, — уверен г-н Анисимов. — Ни Новосибирск, ни Омск, ни Иркутск, ни Барнаул не могут похвастаться таким количеством. В России же лидер Санкт-Петербург — один Петергоф чего стоит».
Один из примеров частного «фонтанного» творчества корреспонденты нашли на пересечении ул. Батурина и Весны — в 2008 году строительная компания «Сибиряк» возвела фонтан, вписав его в новенький сквер Строителей.
Самая распространенная народная примета гласит: «Если бросишь в воду монетку — будешь жить счастливо». Туристы по всему миру бросают мелочь в фонтаны, чтобы еще раз вернуться на это место. Однако ни одной монетки в прозрачной воде городских фонтанов корреспонденты НГС не увидели.
Еще одно детище Андрея Касаткина и Александра Ткачука — фонтан «Икар» — городские власти возвели в 2008 году в Зеленой Роще. «Неспроста он стоит в сквере Космонавтов — символизирует основоположника освоения космоса. Икар и космонавты близки друг другу — он ведь сжег свои крылья, когда к Солнцу полетел», — смеется архитектор. По его словам, в сквере еще планировалась фонтанная композиция «Парад планет», но задумка увязла в бюрократических дебрях.
В парке за ДК им. 1 Мая на месте отжившего свой век советского фонтана 3 года назад появился новый — светомузыкальный. «Здесь раньше тоже был ленинградский подарок, установленный в 1950-х, — вода перетекала из одного ажурного вазона в другой», — вспоминает г-н Анисимов.
Посмотреть на фонтан со львами, спрятавшийся среди искусственных прудиков и полянок, можно лишь заплатив 220 руб. за вход. Частный парк «Сады мечты» с альпийскими горками, фонтанами и скульптурами появился на пустыре у перекрестка ул. Молокова – 78-й Добровольческой Бригады в 2014 году.
«Частники свои фонтаны обслуживают сами, но почти половина их объектов либо заброшены, либо работают с перебоями» — сетует г-н Анисимов. Словно в подтверждение его слов, фонтан «Журавли», созданный на ул. Ястынской в 2005 году, встретил авторов разбитой плиткой и полным отсутствием воды.
За страсть к сооружению фонтанов Пимашкова прозвали в народе Петр Фонтаныч, а вот сегодня фонтаны в городе не строят, утверждают эксперты. «Дело это дорогое. Их же надо обслуживать, а когда в казне денег нет — властям плевать на фонтаны, вот они и не появляются в последнее время из-за вечной экономии», — так видит ситуацию архитектор Андрей Касаткин.
«С уходом Петра Ивановича город как бы опустел, — грустно замечает скульптор Константин Зинич, один из авторов композиции «Реки Сибири» на Театральной площади. — Благоустройство вроде есть, но оно носит формальный характер: разбили скверик, брусчатку положили. Раньше подход был более художественным».
Максим Косов
Фото Артема Ленца