Больше 1 млн руб. отсудил у хозяина местной АЗС владелец Toyota Land Cruiser из Боготола — грязная вода, обнаруженная в бензине, вывела из строя двигатель. После дорогостоящего ремонта и ряда экспертиз суд признал правоту водителя и постановил возместить убытки. Нередко жалуются на некачественный бензин и красноярцы — в интернете не иссякает поток нареканий в адрес городских АЗС. В появлении воды в топливе независимые эксперты винят грязные резервуары на заправках, а больше всего нарушений находят в самом ходовом АИ-92. Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.
Житель Боготола отсудил более 1 млн руб. у владельца АЗС за испорченную некачественным топливом машину. Как рассказали в пресс-службе краевого суда, владелец Toyota Land Cruiser 2012 года выпуска, обратился в Боготольский районный суд в ноябре 2013 года.
Согласно материалам дела, 29 сентября прошлого года мужчина заправил автомобиль 30 литрами бензина АИ-95 на сумму 900 руб. на АЗС «Транзит» в нескольких километрах от Боготола. Подъехав к колонке, он не выключил двигатель — во время заправки машина внезапно заглохла.
Завести он ее так и не смог — пришлось эвакуировать джип в «Тойота-сервис» в Ачинске, а затем в один из красноярских автоцентров. При экспертных испытаниях отобранные пробы бензина из бака показали несоответствие ГОСТу — двигатель вышел из строя из-за наличия грязной воды в топливе. В итоге внедорожнику потребовался серьезный ремонт: замена блока двигателя, комплектов поршневых колец и свечей зажигания, топливного насоса, форсунок, очистка топливной системы, бака, рампы.
Как сообщается на сайте краевого суда, мужчина потребовал с владельца АЗС возмещения ущерба, а после отказа подал судебный иск. Назначенная при разрешении спора судебная экспертиза назвала причину поломки — «попадание в камеру сгорания инородных веществ, способствовавших появлению агрессивной среды и образованию ржавчины на деталях».
Боготольский районный суд помимо убытков постановил взыскать 30 тыс. руб. компенсации морального вреда и 355,5 тыс. руб. штрафа — всего 1 млн 66 тыс. руб. Ответчик дважды обжаловал судебное решение, однако 9 октября 2014 года Красноярский краевой суд отказал в передаче кассационной жалобы.
Почему водитель заправлял автомобиль, не заглушив двигатель, когда это категорически запрещено правилами безопасности, — выяснить у него не получилось. Владелец Toyota Land Cruiser общаться с НГС.НОВОСТИ отказался, сославшись на занятость, а владельца АЗС, продавшей некачественный бензин, за 2 дня, отведенные на написание статьи, разыскать не удалось.
Свою версию появления в бензине воды автору озвучил руководитель объединения «Независимые отечественные нефтетрейдеры» в Красноярском крае Алексей Шуров: «Скорее всего, причина в грязных топливных резервуарах — в их нижней части скапливается конденсат, и, возможно, выкачивающий насос черпанул воды вместе с бензином». Не исключает он, что конденсат мог образоваться и в бензобаке.
Проштудировав комментарии в новостной ленте, форумы и социальные сети, автор выяснил:
качество бензина вызывает нарекания и у красноярцев — претензии в свой адрес получают практически все заправки Красноярска.
«Несколько раз заправлялась на КНП — каждый раз машина потом орет как сумасшедшая, а едет хуже», — пишет в комментариях НГС пользователь под ником «пила Дружба». Недобрым словом вспоминает на сервисе Flamp одну из АЗС «Магнат-РД» пользователь Ольга: «…если честно, капризы со стороны своего коня я замечала лишь по отношению к «Магнату» — она у меня прям дергалась, и как-то тяжело ехать было». «Что касается бензина — не вздумайте! Ни 98-й, ни 92-й тем более! За 3 месяца убили новые свечи, пришлось менять заново и промывать всю топливную систему, машина просто на холодную при +28 жары не хотела заводиться от этого топливного суррогата», — пишет на «Флампе» про АЗС «25 часов» olimpia-08. И это лишь часть из множества комментариев.
Представители вышеназванных АЗС вопросы корреспондента НГС.НОВОСТИ, связанные с качеством бензина, комментировать отказались.
По закону, проверку нефтепродуктов уполномочено проводить Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта). Представитель ведомства Ольга Шпирко говорит, что
плановые проверки проходят раз в 3 года. Эксперты определяют плотность топлива и его фракционный состав, а также проверяют его по основным параметрам: октановое число, содержание серы, бензола.
По словам г-жи Шпирко, сегодня ситуация с качеством топлива лучше, чем 5–8 лет назад — если тогда нарушения выявлялись в 30 % проверенных субъектов, то на сегодняшний день этот показатель составляет 18–20 %. Однако на объективность проверки негативно влияет отсутствие фактора внезапности. «По закону, мы обязаны предупредить о предстоящей проверке, — сетует она, — тем самым у субъекта есть возможность к ней подготовиться».
По заявлениям от граждан и организаций ведомство в любое время может организовать внеплановую проверку. Всего за 10 месяцев 2014 года Росстандарт инициировал в Красноярске 7 внеплановых проверок по частным обращениям — 3 из них показали нарушения. 13 материалов было направлено в суды — как на должностные лица, так и на юридические. «Чаще всего жалуются на дизельное топливо и бензин АИ-92», — говорит г-жа Шпирко. Жалоб на воду в бензине, по ее словам, не встречалось. Основные нарушения — наличие в топливе серы и бензола. Бензол делает топливо токсичным и образует нагар на двигателе, сера же приводит к коррозии.
Алексей Шуров не исключает наплыва некачественного бензина в ближайшее время по причине удорожания и дефицита топлива. Нефтяные компании, по его словам, сокращают поставки бензина — в итоге растет количество менее качественного топлива от мелких производителей.
«Уже сейчас практически нет нормального бензина, — сокрушается он, — после заправки проявляется это по-разному: то машина не заводится, то бензин сдетонирует, то двигатель мощность теряет или расход топлива растет». Редкие заправки, по его словам, могут похвастаться полным соответствием своего топлива всем необходимым стандартам.
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com