Почти сутки крупнейшая красноярская публичная страница в соцсети «ВКонтакте» была недоступна для более чем 150 тыс. подписчиков. При попытке входа на паблик «Я живу [В] Красноярске» пользователей встречала строгая надпись «Сообщество заблокировано в связи с возможным нарушением правил сайта». По мнению экспертов, паблики в социальных сетях не только стали альтернативой традиционным СМИ, но и исправно приносят деньги своим владельцам. Корреспондент НГС.НОВОСТИ изучил самые крупные красноярские паблики и узнал, как можно сделать такую страницу прибыльной.
Соцсеть «ВКонтакте» в четверг, 11 сентября, заблокировала крупнейший в Красноярске паблик, специализирующийся на городских новостях и развлекательном контенте. После 16:00 при попытке зайти на публичную страницу «Я живу [В] Красноярске», насчитывающую более чем 150 тыс. пользователей, появлялось сообщение «Сообщество заблокировано в связи с возможным нарушением правил сайта». Примерно в 13:00 следующего дня паблик заработал.
Как рассказал директор маркетингового агентства IdealPromo Александр Томченко, являющийся создателем паблика, блокировка стала для них полной неожиданностью. Почти сутки, по его словам, ушли на переговоры со службой технической поддержки «ВКонтакте». «Причиной блокировки стало размещение информации рекламного характера, которая противоречит правилам социальной сети, однако не нарушает законов РФ. Такие публикации появляются и в других сообществах постоянно», — пояснил он.
Представители соцсети комментировать ситуацию отказались. «Это приватная информация, которую мы сообщаем только администраторам сообществ», — заявил корреспонденту НГС.НОВОСТИ пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.
Александр Томченко сказал, что до сих пор не знает причины блокировки: «Паблик просто включили, без объяснений причин — все вопросы, заданные в службу технической поддержки «ВКонтакте», остались без ответа». Одно из сообщений на стене восстановленного паблика гласит:
В июне 2014 года «Я живу [В] Красноярске» возглавил рейтинг «Топ-11 красноярских пабликов в «ВКонтакте»», опубликованный изданием «Деловой квартал». Паблик появился в феврале 2012 года. По словам Александра Томченко, сейчас в его штате трудится 3 человека: один отвечает за наполнение сайта, второй занимается рекламой, третий модерирует комментарии. Часть контента формируется подписчиками страницы путем размещения сообщений на стене.
«Создание коммерческого паблика для нас было в новинку, — признается предприниматель, — сразу начали активно вкладываться в рекламу, чтобы нарастить аудиторию». Зарабатывать начали размещением платных постов, розыгрышей и конкурсов. Сумму инвестиций и размеры прибыли г-н Томченко назвать отказался, отметив лишь, что паблик окупил себя очень быстро — прибыль пошла спустя полгода после старта. «Сейчас работаем в стабильный плюс», — говорит он.
Второй в рейтинге «ДК» стала новостная страница I love krsk, имеющая в активе почти 70 тыс. подписчиков, а следом за ней идет «Красноярск против!», созданный противниками строительства ферросплавного завода, — 45 тыс. участников. Судя по написанной под заголовком последнего сообщества фразе «Группа не занимается рекламой!», говорить о получении какой-либо коммерческой выгоды излишне.
Пятая по численности красноярская группа в «ВКонтакте», по уверениям ее руководителей, прибыли также не приносит. Стартовав в марте 2013 года, паблик «Проспект Мира» насчитывает 35 тыс. подписчиков. Специализируется на новостях, обзорах заведений, обсуждениях. Одним из совладельцев «Проспекта Мира» является предприниматель и депутат городского Совета Красноярска Константин Сенченко. По словам директора проекта Сергея Мясникова,
за 1,5 года существования паблика в его раскрутку было вложено более 1 млн руб. Однако, несмотря на активное размещение рекламы, проект работает на самоокупаемости и прямых доходов, по его признанию, не приносит.
Существуют в красноярском сегменте «ВКонтакте» и весьма необычные паблики. Например, страница «Я умру [В] Красноярске» наполнена черным юмором и новостями на тему смерти, а паблик «Подслушано в Красноярске» публикует присылаемые красноярцами сплетни и курьезные ситуации из жизни. Несмотря на легкомысленный контент и отсутствие коммерческой составляющей, паблик попал на 9-е место рейтинга «ДК»: на момент составления рейтинга в нем было 22 тыс. подписчиков, а на сегодняшний день — почти 30 тыс.
По мнению экспертов, паблики сегодня находятся на пике популярности — придя на смену чатам и форумам, они являются основными точками активности интернет-аудитории. Как и СМИ, паблики сегодня концентрируют в себе наиболее актуальную информацию, считает руководитель красноярского офиса агентства «Социальные сети» Василий Дамов.
Если поставить задачу монетизации, то раскрутить можно любой паблик, уверен эксперт: «Владельцы крупных красноярских пабликов цифр не раскрывают, но, насколько мне известно, все основные сообщества Красноярска, которые были изначально созданы как коммерческие, не только себя окупают, но и приносят прибыль».
Окупаемость паблика, по его словам, напрямую зависит от изначальных инвестиций — чем больше стартовые инвестиции, тем меньше срок раскрутки. Оптимальной суммой для хорошего старта эксперт считает 1–1,5 млн руб. При таких инвестициях доходы паблика превысят расходы на него уже через 6–8 месяцев работы, а если говорить о возвращении вложений, то полная окупаемость достигается за 2–4 года. «Что касается контента, то он должен быть либо интересным, либо полезным, — уверен г-н Дамов, — это главные составляющие успеха любого паблика».
Максим Косов
Фото Ивана Рейзвих