Бывшего моряка затянуло в ледяную воду в День ВМФ, 27 июля, на глазах 4 десятков человек. Они видели, как трое мужчин выпивали, спорили, разделись в кафе и отправились освежиться в Енисее на набережной за ТЦ «Красноярье». Одному из очевидцев удалось вытащить из воронки двух выпивших мужчин, третий, плывущий за ним, — ушел на дно. Его тело водолазы достали спустя 40 минут. Свидетели негодуют — его можно было спасти, если бы спасатели не медлили и нырнули вместе с гражданскими в воду на поиски пострадавшего. Подробности происшествия, а также самые опасные водоемы, где красноярцы находят свою смерть, узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
День Военно-морского флота, выпавший в этом году на 27 июля, оказался последним для 30-летнего бывшего моряка. Красноярец вместе с двумя сослуживцами отмечал праздник в кафе «Три пескаря» на набережной за ТЦ «Красноярье». После 15:30 подвыпившие молодые люди решили освежиться в Енисее, однако попали в воронку с холодным течением и начали тонуть. Двоим удалось выбраться, 30-летний красноярец погиб, подтвердили НГС.НОВОСТИ в ГУ МЧС России по краю.
Как рассказала автору очевидица трагедии Наталья Шустова, шумных мужчин ее компания из сорока человек заметила еще в кафе — те сняли тельняшки и джинсы еще в помещении, вышли на улицу. А буквально минутами позже к барахтающимся в нескольких метрах от берега мужчинам бросился муж женщины, Сергей. Очевидцы, высыпавшие на набережную, стали звонить в скорую, службу «112» и искать веревки, чтобы бросить утопающим.
Когда Сергей вытолкал к берегу одного мужчину и перевернул лежавшего в воде лицом вниз второго, очевидцы вздохнули с облегчением, говорит женщина. «Третий парень плыл за мужем. Но в какой-то момент он ушел под воду. Видимо, ноги свело. Сергей не слышал, что ему кричали обернуться и помочь. Все произошло за 15 минут», — вспоминает она.
«По словам мужа, там, где они тонули, была воронка». Однако она настаивает: третьего мужчину можно было спасти, если бы приехавшие спасатели не ждали водолазов на берегу, а самостоятельно начали искать утонувшего. «Скорая», по словам женщины, на место так и не приехала. Ее оператор все время интересовался — достали ли мужчину, в службе «112» постоянно обрывалась связь и, несмотря на протесты, переводили на полицию. «Водолазы достали тело через 40 минут, оставили на мели. Где потом над ним рыдала приехавшая жена. В кафе была женщина-медик, она говорила, что смогла бы его откачать даже после 10 минут под водой. Я была просто в шоке: почему никто не помогает», — рассказывает Наталья.
На вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ, почему же карета скорой помощи так и не появилась на набережной, в пресс-службе минздрава по краю пояснили: «Мы подняли аудиозаписи разговора. На тот момент требовалась помощь спасателей, которые бы человека извлекли. Извините, ни трупа, ни живого человека на берегу не было. Кому требовалась помощь?».
В пресс-службе МЧС по краю в свою очередь также заверили: сделали бы все возможное, если бы был хоть какой-то шанс на спасение на воде: «Как бы кощунственно ни звучало: они высчитали время, поняли, что человек уже утонул. Нырять под воду — уже специализация водолазов. Иначе бы их тоже затянуло и они погибли».
Между тем в этом году в водах Красноярского края погибли 59 человек, 8 из которых дети. Большее количество — 52 смерти — пришлось на летний период, фиксирует МЧС.
За аналогичный период прошлого года утонуло на 12 человек больше. Смерть под водой чаще застает людей среднего возраста — 30–40 лет. А нога в ногу с ней, говорят в ведомстве, идет распитие спиртных напитков. Самыми благоприятными для поисков тел утонувших являются первые два дня, добавили там.
Как заверил автора главный госинспектор по маломерным судам краевого МЧС Константин Трапезников, наибольшее число несчастных случаев происходит на несанкционированных пляжах. Например, на Абаканской протоке вблизи мкрн «Пашенный» только за это лето утонули 3 отдыхающих.
В топ неблагополучных водоемов инспектор отнес и озеро Мясокомбинат (до открытия официального пляжа), водозаборы на окраинах города, предназначенные для полива огородов, а также красноярское водохранилище.
Места гибели в Красноярске и крае ежегодно меняются, сетует г-н Трапезников: «К сожалению, сегодня в одном месте, завтра — в другом. Если бы было иначе, поставили бы сотрудника полиции, спасателей, ГИМС. До этого года на Утином плесе ничего не случалось, в Усть-Мане много отдыхающих, контролируем, но впервые за три года там утонул 16-летний подросток — там, где, кажется, и утонуть-то нельзя». Места массовой гибели, говорит собеседник, берутся под контроль: выставляют патрули, меняют время работы на летнее — с 13:00 до 22:00, размещают знаки «купаться запрещено». «На каждые 50 м по Енисею не поставишь человека», — говорит Константин Трапезников.
Тем, кто, как Сергей, захочет броситься на помощь утопающим, заведующая дневным стационаром краевой больницы Маргарита Чухрова советует хорошенько оценить свои силы. По словам врача, в порыве паники или пьяного возбуждения человек может потянуть с собой на дно и своего спасителя: «Пьяные люди более возбужденные, с ними сложнее. Главное, не давать держаться за голову или виснуть на плечах. Как достали человека — нужно согнуть ему руки и ноги, позволить воде выйти из легких, а потом уже перевернуть его вниз лицом». При этом врач подчеркивает, что реанимировать человека, не дышавшего под водой 2 минуты, еще возможно. А названный срок в 10 минут Маргарита Чухрова сочла «фантастическими».
Юлия Глушко
Фото thinkstockphotos.com