Сообщение об отключении наземных станций GPS в России, о котором во вторник, 13 мая, заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, вызвало в обществе определенное беспокойство. По мнению экспертов, отключение станций снизит точность определения координат. Магазины, торгующие гаджетами, при этом успокаивают пользователей. Есть ли у красноярцев риск заблудиться, сможет ли ГЛОНАСС стать достойной альтернативой и что по этому поводу думают эксперты — в материале НГС.НОВОСТИ.
Справка: GPS (Global Positioning System) — глобальная система позиционирования, позволяющая определить собственные координаты. Состоит из 24 спутников, перемещающихся относительно поверхности Земли, и сети земных станций коррекции. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США, в настоящее время доступна для использования в гражданских целях. На практике GPS наиболее востребован автомобилистами, рыбаками и охотниками. (compax.ru)
Красноярский край попал в число регионов, на территории которых с 1 июня приостановит свою работу инфраструктура GPS. Об этом во вторник, 13 мая, заявил замглавы российского правительства Дмитрий Рогозин. Как сообщается на сайте Правительства РФ, на данный момент на территории 10 субъектов страны расположено 11 наземных станций базовой инфраструктуры GPS. Отключение станций ждет 9 субъектов, в том числе и Красноярский край. По данным сайта производителя геодезического оборудования Trimble, на территории Красноярского края размещены 4 базовые станции GPS: 2 в Красноярске и еще 2 — в Норильске.
По словам Дмитрия Рогозина, Россия вынуждена отключать GPS в связи с тем, что США отказались, в свою очередь, разместить на своей территории станции российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. На переговоры с США Рогозин отвел 3 месяца, и если до 1 сентября не будет найдено решение, станции GPS прекратят свою работу окончательно. «Приостановка с 1 июня деятельности станций GPS на территории РФ не скажется на качестве получаемого российскими пользователями сигнала», — заверил в своем твиттере вице-премьер.
Суть и назначение наземных станций GPS автору разъяснил заведующий отделом радиотехники и электроники Красноярского научного центра СО РАН Валерий Владимиров. По его словам,
«На сегодняшний день станции принимают сигналы и ГЛОНАСС, и GPS, но когда их выключат, то хуже будет, конечно, тем, кто пользуется GPS — точность упадет», — отмечает эксперт. Однако, по его мнению, для бытовых устройств это будет не столь критично — простые пользователи изменений не заметят. По мнению г-на Владимирова, система ГЛОНАСС технологически пока отстает от GPS, погрешность российской разработки составляет около 4 м. Тем не менее эксперт считает ее прекрасной альтернативой американской системе — точность растет, система активно развивается. «Станции ГЛОНАСС стоят практически по всему Восточному полушарию. Только в Красноярском крае их около десятка. И без GPS жить можно!» — заключает Валерий Владимиров.
Заместитель директора компании «7 миля» (продажа средств навигации) Тимур Сибгатулин отмечает увеличение беспокойства среди красноярцев: «Люди звонят, обеспокоены предстоящими изменениями, спрашивают, не скажется ли это на качестве работы устройств». Отчасти из-за этого, как полагает г-н Сибгатулин,
резко увеличился спрос на устройства, оснащенные системой ГЛОНАСС, и в дальнейшем он будет лишь расти.
Впрочем, продавцы навигаторов считают, что повода для беспокойства нет. «Отключат лишь наземные точки базирования, сама система GPS как работала, так и будет работать. Могу лишь отметить: это может сказаться на качестве получаемого сигнала», — уверен директор магазина «GPS Навигация» Владимир Теперев. По его оценкам, точность получаемых данных будет не 2–4 м, как сейчас, а больше — до 10 м, причем это может коснуться любого устройства, оборудованного GPS-приемником. «В условиях города это, возможно, критично, а за городом — нет», — говорит г-н Теперев.
Как признался автору водитель такси «Максим» Михаил Лисовский, беспокойство от возможного отключения станций испытывают в основном молодые водители, кто привык полностью полагаться на навигаторы.
«Меньше всех пострадают те, у кого хорошая память, и те, кто перескочит на ГЛОНАСС», —
смеется водитель. Не скажутся меры, запланированные вице-премьером Рогозиным, и на городском транспорте. Как рассказал автору владелец автобусов маршрута № 90 Константин Кнапнугель, водителям не нужна настолько точная корректировка сигнала, которую обеспечивают наземные станции. К тому же маршрутки оснащены двумя системами навигации: и отечественной, и американской. По словам г-на Кнапнугеля, однажды уже случалось техническое отключение GPS, и водители несколько дней работали на ГЛОНАСС — разницы никто не почувствовал.
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com