Разработкой генплана Красноярска на 2019–2033 годы займется московский институт градостроительства «Гипрогор», на счету которого проектировка олимпийского Сочи и сотен городов в советском пространстве. Новый генплан должен прийти на смену нынешнему, который, по оценкам экспертов, безнадежно устарел, и должен определить, не только в каком направлении расти новым районам, но и решить проблему с хроническими заторами. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выясняла, станет ли комфортней жить в Красноярске после воплощения нового генплана и исчезнут ли пробки.
Новый генеральный план Красноярска по итогам торгов доверили разрабатывать проектировщику олимпийского Сочи — ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва). Об этом в четверг, 19 сентября, объявил главный архитектор Красноярска Андрей Макаров.
Как ранее сообщали НГС.НОВОСТИ, конкурс на разработку основного градостроительного документа Красноярска был объявлен в начале августа нынешнего года. На участие в нем заявились всего две компании — краснодарский «Проектный институт территориального планирования» (Краснодар) и «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва).
Выступить самостоятельным разработчиком генплана ни одна красноярская проектная мастерская не решилась. Причина, по словам Макарова, в жестких финансовых условиях, которые под силу только федеральным институтам: «Это работа с очень небольшими авансами, окончательный расчет — в 2015 году».
17 августа, при рассмотрении заявок, документы краснодарского института признали не соответствующими условия торгов, и в итоге остался один претендент, который, собственно, и победил. Контракт с «Гипрогором» на 73 млн руб. будет подписан в ближайшее время. Для сравнения — снятый с торгов краснодарский институт намеревался сделать Красноярску генплан за 62,2 млн руб. Новый документ должен определить развитие Красноярска с 2019 по 2033 годы.
Согласно информации официального сайта «Гипрогора», это проектный институт с 84-летней историей. Он разрабатывал документацию сотен городов России, в том числе и исторических — Суздали, Новгорода, Мурома. Сейчас «Гипрогор» занимается проектами олимпийского Сочи и курирует проекты восстановления Чечни, Абхазии и Южной Осетии.
В Красноярске его успели выполнить только на 10 %, а к большинству проектов даже не приступали. Например, на бумаге осталось строительство 5-го и 6-го мостов через Енисей, станций метро и подземных дорог в историческом центре Красноярска, поведал НГС.НОВОСТИ главный архитектор «Красноярскгражданпроекта» Антон Шаталов.
По словам Андрея Макарова, новый генплан должен быть готов к концу 2014 года. Тогда же состоятся и общественные слушания.
Член Союза архитекторов России и владелец проектной мастерской Андрей Ратушняк считает, что разработка генплана — это большая научная работа именно для серьезного градостроительного института: «Не просто так картинки рисовать». Архитектор предполагает, что даже мастерская «Красноярскгражданпроекта», которая участвует в разработке генплана, «на таком уровне не сработает». Однако специалист весьма скептичен в своих прогнозах:
«Выполнение генплана — максимум 50%. Ни один генплан не был реализован на 100%. Город — живой организм, который вносит свои корректировки».
Владимир Дубовик, возглавляющий одноименное красноярское архитектурное бюро, считает, что новый градостроительный документ вполне способен предусмотреть накопившиеся в Красноярске проблемы. В том числе и с хроническими заторами. «Город стоит — это проблема номер один», — уверен архитектор. Решение — в рассредоточении жизненно важных объектов в каждом районе города, а не в историческом центре. К списку насущных проблем, которые должен решить генплан, г-н Дубовик добавляет массовую застройку спальных районов без школ, детсадов и магазинов. Предположить, насколько новый генплан будет реализован, архитектор не решился.
Эксперты, с которыми беседовала автор, отдельно подчеркнули, что каким бы удачным сам по себе ни был генплан, его выполнение зависит от финансирования.
Власти города рассчитывают, что первоначальным финансовым рычагом для выполнения нового генплана станет проведение в Красноярске Универсиады-2019. В пример главный архитектор Красноярска Андрей Макаров приводит Сочи. Там, по его словам, генплан воплощен на 80 %.
В подтверждение тезиса о надеждах мэрии на федеральное финансирование Универсиады-2019 говорит и то, что в документах тендера уже значится пункт о «обеспечении российских спортсменов тренировочными базами для подготовки зимних видов спорта». Хотя окончательное решение по месту проведения Универсиады еще не принято.
Параметры нового генплана пока остаются расплывчатыми, выяснила корреспондент НГС.НОВОСТИ. Известны только некие общие черты и пожелания. В частности, согласно документам тендера, «Гипрогор» должен продумать электрички в качестве общественного транспорта и высокоскоростные магистрали, соединяющие Красноярск и Новосибирск. Мэрия также ждет решения по переносу нефтебазы, озеленению и благоустройству города.
Изюминкой нового генплана, по словам главного архитектора Красноярска, станет идея «подземной урбанистики»: «Машины должны уйти под землю, стоянки должны стать трех-четырехуровневыми, подземными, а улицы, скверы и парки должны быть для людей, а не для машин».
В ведущих европейских городах — Хельсинки, Барселоне и Париже — понятие пробок отсутствует, резюмирует г-н Макаров.
Юлия Глушко
Фото thinkstockphotos.com (1), НГС (2)