В середине февраля были подведены итоги конкурса «Лучший учитель 2013 года», приуроченные к 385-летию города. Среди 40 участников победителем стала 26-летняя учительница истории и обществознания школы № 145 Мария Ионычева. За победу учитель с четырехлетним стажем получила 100 тыс. руб., а также турпутевку с выбором страны, ноутбук и iPhone 5. Почему пришлось плакать после конкурса и на что она потратит подаренные деньги, Мария Ионычева рассказала в интервью НГС.НОВОСТИ.
Справка: Ионычева Мария родилась 20 июня 1986 года в Красноярске. Окончила исторический факультет Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. Учитель истории и обществознания средней образовательной школы № 145. Замужем, детей нет.
На что вы потратите выигранные в конкурсе «Лучший учитель» деньги?
У нас с мужем разгорелся спор. Денег у меня еще нет, дома лежит только сертификат, и когда я его обналичу — не знаю. С одной стороны, хочется себя побаловать, вроде как заслужила. С другой — хочется и в квартиру что-то приобрести. У нас идет спор, пока еще не решили. Муж предлагает вложить в машину — у мужчин свое. Я, соответственно, отстаиваю — я бы норковую шубу себе купила, например. Поделили деньги, которых у нас нет.
Что касается «айфона», который мне подарили, я не знаю, с какой стороны к нему подойти и что с ним делать. Я в этом плане неприхотливая — телефон звонит, СМС-ки печатает, и вроде замечательно. А тут «айфон». Буду разбираться.
Почему вы стали учителем истории? Многие ли ваши одногруппники пошли работать по специальности?
Я выросла в семье учителей, мама — учитель физики. И поэтому я с детства знала, что если я когда-нибудь поступлю в университет, то это будете педагогический вуз. Сразу после учебы я год искала себя: попробовала работать в турагентстве, поняла, что это не мое, что школа — это призвание, и нигде больше я работать не смогу. Историю любила с детства, зачитывалась различными энциклопедиями. Тем более у меня была прекрасная учительница, которая «влюбила» меня в историю. С выбором предмета вопроса не возникло.
Мой муж тоже историк, мы познакомились в университете. Сейчас он преподает на кафедре отечественной истории. Вот у нас такая «историческая» семья. Если у нас родятся дети, то, видимо, судьба их предрешена.
К сожалению, немногие выпускники вузов идут в школу. Многие, как и я, ищут себя. Говорят, что с детьми работать трудно, что дети сложные, другие. Кто-то говорит, что недостаточная заработная плата, нет карьерного роста. Я никогда об этом не задумывалась — я пришла в школу, и мне нравится работать с детьми. Плохих детей не бывает. Наоборот, люблю, когда дети непоседливые, с ними интересно говорить о чем-то, рассуждать. Сейчас система образования перестраивается, и учителя должны быть наставниками, тьюторами, должны научить учиться.
У меня мама до сих пор работает в школе, ей 63 года, и ей нравится. Ты — «вечный ученик», потому что готовишься к урокам: засыпаешь с книжками, просыпаешься с книжками. Зато вместе с детьми происходит беспрерывный процесс развития.
О какой карьере мечтаете?
Мне нравится быть просто учителем. У тех, кто становятся директорами, завучами, сокращаются часы работы с детьми. И поэтому я не представляю себя где-то в администрации. А что касается конкурса, то я вообще не ожидала, что, придя на конкурс, добьюсь таких успехов. Почитала в интернете: многие, комментируя, не верят, что молодая девушка смогла сама добиться чего-то. Должны быть либо родственники, либо связи и т.д. Это обидно, что народ такой. Даже плакала вчера.
Вы пришли в школу совсем молодым специалистом. Были попытки учеников флиртовать с вами? И как их пресекали?
Сейчас я веду уроки у детей с 6-го по 10-й класс. У меня получилось, что в первый год я себя так поставила: дала понять, что никаких шуток, насмешек быть не может. Сейчас у нас с детьми дружеские отношения. Бывает, они делают комплименты: «Мария Владимировна, как вы хорошо сегодня выглядите», но они искренние. Флиртовать — нет, не пытались даже. Может, просто школа такая, дети хорошие учатся.
Как молодая девушка может поддержать дисциплину на уроке?
Есть какие-то шалуны, приходится иногда делать замечания. Но проблем с дисциплиной не было никогда. Дети, они же такие — если им учитель не нравится в чем-то, они специально, назло будут делать. А у нас как-то так сложилось, что я быстро нахожу общий язык, и проблем с дисциплиной не возникает.
Где-то я могу пошутить с ними сама, посмеялись — и начали дальше работать. Ни в коем случае не кричать. С детьми нужно договариваться всегда. У нас с детьми уговор: если я даю на уроке задание, его нужно выполнить. Уроки истории и обществознания предполагают живую форму общения.
Я прекрасно понимала, что если я приду — молодая учительница — и буду голос на них повышать, то со стороны это будет смотреться просто смешно. Дети на это по-разному, не всегда адекватно, реагируют.
Сейчас молодежь часто ходит по клубам, кафе. Ограничиваете себя в походах, чтобы не «нарваться» на учеников во избежание слухов?
Мне кажется, что я уже вышла из этого возраста. Это в студенчестве, и то курсе на первом, могли сходить с девчонками в кафе, посидеть. А сейчас у меня даже желания нет. Иногда с мужем заходим в пиццерию здесь, на Взлетке, там ребятишки: «Здравствуйте, Мария Владимировна!». Или в магазине. Это нормально.
Дети и сами границу дозволенного знают: что можно спросить у учителя, что нет.
Как приходится одеваться в школе? Можете себе позволить чулки в сетку?
В этом первый год была проблема. Я пришла, мне был 21 год. Мне хотелось ходить в джинсах, футболках — это моя любимая одежда. А тут уже приходится выдерживать деловой дресс-код, строгий вид. Иногда летом могу себе позволить надеть джинсы. Но чулки — нет, не могу. Дети все замечают и, прежде всего, встречают по одежке. И в этом смысле себя надо ставить в определенные рамки и соответствовать.
Я уже привыкла за 4 года, что на работе я строго одеваюсь.
Сейчас в школах ввели проверки учеников на наркотики. Ваше отношение к этому? На ваш взгляд, много учеников пробовали «насвай»?
За годы моей практики не было таких случаев, чтобы у детей находили наркотики или «насвай». Но вообще дети есть дети, им все интересно. Даже не знаю. Мне кажется, у нас такой благополучный район — Взлетка. И здесь хорошие дети. Это все-таки вопрос родителей и семьи. Всё должно проводиться с согласия родителей. Школа не должна вмешиваться в личную жизнь ребенка. Это нарушение его прав.
Как вы выстраиваете отношения с детьми, чьи родители зарабатывают в десятки раз больше вашего?
Это стереотип. Первый год, когда пришла, мне было сложно. Я выросла в обыкновенной семье: мама — учитель, отец давно умер. Я считаю, вопрос денег, в том что касается школы, никакой роли не играет. Без разницы, из какой семьи ребенок. Дети не избалованные. Я вижу, что почти у каждого есть «айфон», планшет, но это уже так избито и нормально, что этим они даже уже не хвастаются. Не сталкивалась ни разу с тем, что ребенок из богатой семьи хвастается.
Сейчас в планшеты закачивают учебники, и вместо того, чтобы носить с собой шесть тяжелых учебников, они носят с собой один планшет. И это уже нормально. Главное, следить, чтобы именно учебники читали.
Есть ли у учителей какие-то льготы?
Я слышала, что при оформлении ипотеки бюджетникам есть программы, но близко с этим не сталкивалась. А так, чтобы были какие-то особые льготы учителям, — сейчас уже такого нет.
Начальник ГИБДД края недавно озвучил мысль, что вот, дескать, химия и физика в школах есть, а уроков ПДД нет. И что можно поспорить, чтважнее — химия или ПДД. На ваш взгляд, что важнее для жизни — знание истории или уроки ПДД?
Конечно, я как учитель истории скажу, что история важнее. Понятно, что ПДД нужно знать, но чтобы вводить вместо каких-то предметов, я считаю, неправильно. Можно дополнительно, факультативно. У нас есть уроки по безопасности жизни, можно и там рассказывать. Для каждого учителя свой предмет — самый главный.
Юлия Глушко
Фото Ольги Ярцевой