Главный автоинспектор Красноярского края Валерий Кускашев провел на минувшей неделе брифинг, посвященный итогам 2012 года. Главным результатом своего первого полноценного года работы в должности Кускашев назвал снижение смертности на краевых дорогах примерно на 3 % по сравнению с 2011 годом — 620 погибших в ДТП. А вот число ДТП продолжило расти, и первой причиной этого Кускашев назвал огромное количество автомобилей в Красноярске — сегодня их уже 396 тыс. Самые интересные вопросы и ответы 42-летнего начальника ГИБДД записал корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: Кускашев Валерий Михайлович родился 11 января 1971 года в поселке Ильичево Шушенского района Красноярского края. В 1999 году окончил Сибирский юридический институт по специальности «Юриспруденция», в 2011-м — Академию управления МВД России по специальности «Государственное и муниципальное управление». С ноября 2011 года — начальник ГИБДД Красноярского края.
Каковы общие результаты работы вашего ведомства в 2012 году?
В целом мы находимся в тех же границах, как и Россия, и СФО, за исключением статистики по погибшим — здесь нам удалось добиться более лучших результатов, чем в среднем по региону. На территории края в 2012 году произошло 5135 ДТП (рост 3,8 %), в которых погибли 620 граждан, что примерно на 3 % меньше, чем в 2011 году. Если говорить о тяжести последствий в ДТП, то у нас она в крае 8,8 %, по СФО — 10,1 %, по России — 9,8 %.
В 2012 году закончилась целевая федеральная программа по безопасности дорожного движения, которая действовала с 2004 года. Результаты хорошие: если в 2004 году в крае погибли 721 гражданин, то в 2012-м — 620.
Почему, на ваш взгляд, увеличивается количество ДТП?
Во-первых, на территории края значительно увеличилось число автомобилей. На сегодня в Красноярске зарегистрировано 396 тыс. транспортных средств. Если сравнивать с 2004 годом, то количество транспорта в крае увеличилось в 2 раза.
Затем, наши дороги уже не отвечают требованиям. Также влияет низкое качество подготовки водителей. Пришло время менять систему подготовки водителей. Я думаю, что надо готовить водителей так, как это сейчас делают на курсах вождения в экстремальных условиях. Там учат ездить в условиях гололеда, учат чувствовать свой автомобиль и учат навыкам управления им.
То же, что сейчас происходит в автошколах, я бы даже затруднился назвать подготовкой. Водители выходят неготовыми к управлению своими автомобилями.
Ну и, конечно, низкая водительская культура. Сегодня попадаются водители, которые умудряются за год набрать 70–90 нарушений ПДД. Это говорит о том, что человек не уважает закон, наплевательски относится к другим участникам дорожного движения. Таких водителей, кстати, появляется все больше и больше.
И еще такой момент. Смотрите, в школе мы изучаем общеобязательные предметы. Но, например, с химией в своей жизни я почти не сталкиваюсь, однако этому предмету в школах уделяется очень много времени. То же самое с физикой, с другими предметами. Но при этом в школах наших детей не учат правилам дорожного движения, не учат, как обезопасить себя на дорогах.
Никакие знания предметов будут не нужны, если ребенок останется калекой или погибнет в ДТП.
Какие участки дорог в Красноярске самые аварийные?
Для Красноярска характерны наезды на пешеходов на пешеходных переходах. Здесь есть проблема — сегодня при таком количестве автомобилей надо уходить от пешеходных переходов, которые расположены на одном уровне с проезжей частью. Их у нас масса.
Во-первых, они затрудняют движение, во-вторых, не все водители на сегодняшний день понимают смысл правил дорожного движения. Я очень много жалоб получают от водителей, которые говорят «я не виноват, он шел там, он шел тут». Хотя надо понимать, что пешеходы — это незащищенная часть населения.
Какие будут изменения в этом году в работе эвакуаторов?
В Красноярске их работает немного — хотелось бы гораздо больше. Это направление будет развиваться. Есть часть населения, которые игнорирует интересы всех ради себя любимого. Поэтому эвакуаторы нужны. Также будет развиваться работа с «Парконами». Уже есть горожане, которые получили в течение месяца по 10–15 постановлений о нарушении правил парковки. Штрафные санкции там сейчас изменились — по 1,5 тыс. руб.
Заработают приборы автоматической фиксации нарушений по улице 9 Мая, Свердловской, на Северном шоссе и на Енисейском тракте. И прибор «Джиноптик Робот» в ближайшее время начнет работать на Октябрьском мосту.
На форумах в последнее время водители часто пишут, что их стали реже останавливать сотрудники ГИБДД. В чем причина, не хватает сотрудников?
В том числе — да. Некомплект сегодня по краю — 87 единиц. Это связано с тем, что ужесточились требования федерального закона о приеме на службу. Необходимо высшее юридическое образование либо высшее техническое. При этом выпускники вузов с высшим техническим образованием должны после окончания отработать не менее 1 года «на гражданке» по специальности.
Есть и еще причина. Я считаю, что без оснований нужно стараться никого не останавливать. В этом плане наши заграничные коллеги ушли дальше, и за ту же парковку у них не надо искать водителя. Они подходят, оставляют квитанцию под дворником, и водитель будет вынужден оплатить этот штраф. У нас же, прежде чем выписать штраф, надо найти водителя.
Вы сказали, что у некоторых водителей за год набирается по 70–90 нарушений. Что с этим можно сделать?
В принципе, в нашей стране опыт уже есть. Более старшее поколение помнит, что когда-то было приложение к водительскому удостоверению, в котором делались «дырки». Набрал определенное количество «дырок» — принималось решение о лишении права управления. Впоследствии была балльная система, где вместо «дырок» были баллы.
Можно ужесточить правила, чтобы после лишения водитель заново проходил обучение и вновь пересдавал экзамен по ПДД. Вариантов много. Сегодня пока ни один из них не действует.
Какие планы по распространению передвижных приборов автоматической фиксации нарушений?
Сейчас такие приборы активно работают на Енисейском тракте, на Северном шоссе, иногда на Октябрьском мосту, на М53 в Емельяновском районе. Он устанавливается на треноге, его хорошо видно, такой ящик белого цвета.
Скрывать эти приборы никто не собирается. Более того, сейчас идет разговор о том, чтобы знаки в этом месте вывешивать, дополнительно сигнализируя, что идет съемка. И как это ни парадоксально, но мы даже приветствуем, когда водители, завидя патрульный экипаж ГИБДД, начинают друг друга предупреждать. Этим достигается определенный профилактический эффект.
У многих осталось понимание вопроса, что госавтоинспекции нужно как можно больше выявить нарушений ПДД. Я вас уверяю — это абсолютно не так. Основная задача — снизить количество ДТП, и в первую очередь количество погибших. Исходя из этого, мы и строим работу.
Растет количество мелких аварий. Почему водители редко пользуются европротоколом?
Думаю, главная причина в том, что страховые компании пытаются предъявить завышенные требования к водителям, когда они пытаются получить эти выплаты. Вторая причина — водители боятся, что потом их обманут.
Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге проводится эксперимент — мелкие аварии оформляют не ГИБДД, а страховые компании. И я думаю, рано или поздно мы пойдем по пути того, что те ДТП, где не будет раненых и погибших, — их будут оформлять страховые компании.
Руководитель Красноярского отделения Федерации автовладельцев России недавно привел НГС.НОВОСТИ статистику, где вежливыми водителями названы только 5 %. Согласны?
Мы тоже думали на эту тему. В процентном соотношении я не скажу, сколько вежливых водителей сейчас, но то, что их стало больше, — уже заметно. Вы и сами замечаете, как часто водители благодарят на дорогах друг друга включением «аварийки». Понимаешь, что мир не без добрых людей и есть понимание в водительской среде.
2012 год стал вашим первым годом работы начальником краевой ГИБДД. Тяжело?
Мои личные ощущения — чувствую постоянный пресс и контроль, и некоторую усталость. При первой возможности, если позволяет ситуация, стараюсь уехать куда-нибудь подальше, туда, где недоступен сотовый телефон, чтобы не слышать его жужжания. Побыть в тишине, подумать, желательно, чтобы и людей никого не было, — чтобы мысли пришли в спокойное состояние.
Андрей Ткачук
Фото автора