Город «Высшее образование снизило свою планку»

«Высшее образование снизило свою планку»

Интервью с ректором СФУ о том, почему красноярские вузы не попадают в мировые топ-рейтинги

Ректор Евгений Ваганов уверен, что СФУ будет представлен в топ-рейтингах мировых университетов

Британское аналитическое агентство Quacquarelli Symonds в сентябре 2012 года опубликовало рейтинг топ-700 ведущих вузов мира. Ни один из красноярских университетов в этот рейтинг не попал. Из сибирских вузов вообще там оказались только Новосибирский государственный университет — 371-е место, Томский политехнический университет — 567-е место, Томский госуниверситет — 580-е место. Корреспондент НГС.НОВОСТИ встретился с ректором самого крупного и богатого вуза Красноярска, чтобы узнать, почему СФУ не попал в авторитетный рейтинг QS, попадет ли он туда когда-нибудь вообще, и что в целом думает глава СФУ о высшем образовании Красноярска.

Справка: Евгений Александрович Ваганов родился в 1948 году в Красноярске. В 1971 году окончил физфак Красноярского государственного университета по специальности «Биофизика», в 84-м стал доктором биологических наук. С 1971 по 1994 гг. — работал в институте физики им. Л.В. Киренского, институте биофизики, институте леса им. В.Н. Сукачева. С 1994 по 2006 гг. — директор института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН. В 1997 г. избран академиком Российской академии наук. С 2006 года — ректор Сибирского федерального университета. Женат, есть сын.

Евгений Александрович, в сентябре был опубликован рейтинг британской компании Quacquarelli Symonds (QS), определивший топ-700 университетов мира. СФУ в отличие от ДФУ туда не попал. Почему?

Видимо, в каких-то индикаторах, которые представлены в QS, они хорошо «рванули». Про нас могу сказать, что самое главное — за пять лет существования мы все время показываем динамку роста. Это говорит о том, что университет содержательно и системно работает.

И в целом я думаю, что короткая дистанция, а СФУ, напомню, существует с 2007 года — не для серьезных рейтингов. В этом плане считаю важным результат исследования в 2011 году, когда составлялся рейтинг по публикациям, индексируемым в базах данных Web of Science. Там мы оказались в первой двадцатке, так как показали высокое динамичное развитие университета.

Как вы относитесь к мировым рейтингам вузов, QS и другим?

Авторитетных рейтингов всего несколько, QS — один из них. Отношение к ним нормальное: они показывают некоторые успехи, как текущие, так и исторические. В рейтинге QS индикаторов достаточно много, и мы, конечно, постараемся в этом рейтинге занять нормальное место.

Но кроме мировых есть и российские рейтинги, рейтинги Министерства образования и науки, рейтинги независимых агентств. Во всех этих рейтингах университет очень неплохо выглядит. Например, в довольно жестком рейтинге SIR, который оценивает в первую очередь суммарную и текущую научную продукцию, мы в тридцатке российских вузов и среди 200 европейских вузов. Это нормальная для нас позиция на сегодня.

Какое на сегодня основное преимущество СФУ и основной недостаток?

Главное преимущество — мы очень тесно работаем с крупными компаниями, которые инвестируют и открывают новые производства на территории Красноярского края и ближайших регионов. Примечательно, что в QS этот показатель не является ключевым.

Я считаю, что у нас есть институты, которые ничем не уступают сильнейшим заграничным вузам — ни в образовательном плане, ни в научном, ни в плане реализации творческих возможностей. Например, институт математики. Направления, связанные с физикой, биологией. Считаю, что у нас сильная школа металлургии. Как доказательство — многие из наших профессоров читают лекции в Норвегии, Китае.

Основной недостаток у нас — малое количество образовательных программ, которые мы ведем на английском языке. И в принципе малым освоением английского языка как такового. Потому что сегодня, если хочешь пригласить сюда для серьезного преподавания иностранных коллег, нужно тотальное знание английского. Чтобы в университете на нем говорили.

Также из-за этого мы ограничены и в привлечении иностранных студентов. Заказов очень много, но вот, например, индийцы бы хотели, чтобы вся образовательная программа была выстроена на английском языке. Для нас это пока камень преткновения.

По этой же причине мы с трудом набираем группы, которые бы ехали на длительную стажировку в магистратуру заграницу — во Францию в институт нефти, в норвежский университет металлургии в Тромсе. Просто мало молодых людей, которые, помимо отличного знания профессионального материала, владеют языком на уровне, достаточном для обучения в зарубежном вузе.

Какова на сегодня доля иностранных студентов в СФУ?

300 человек — это порядка 1,5 %. Это мало. Оптимум считает 10–12 %. Именно такой показатель у наиболее успешных университетов.

На какие страны вы ориентируетесь в плане набора иностранных студентов?

В основном мы ориентируемся на страны ШОС и АТР. Хотя у нас есть связи и с европейскими вузами, которые обеспечивают своим студентам длительные стажировки у нас. Кстати, часто мы получаем предложения от людей, которые готовы из Европы приехать и работать у нас. Но все упирается в жилье и зарплату. Причем зарплату не уровня 5–6 тысяч долларов в месяц, для них достаточно 2–3 тысячи долларов. Чтобы он приехал сюда и имел возможность и в науке себя показать, и как преподаватель мог работать.

Отличается ли нынешнее поколение студентов от поколения, когда СФУ только создавалось — пять лет назад?

Мы попали в тот период, когда школа уже немного недорабатывала. Поэтому мы ввели корректирующие курсы с самого начала учебы.

Недовольны школьной программой?

Если честно, я бы расширил число обязательных ЕГЭ — ввел бы физику и химию. Именно в этих науках я вижу будущее современных производств. И для молодежи в этих отраслях быстрее можно сделать серьезную творческую карьеру, чем в областях, которые связаны с экономикой или юриспруденцией, например.

Если человек боится физики, информатики и математики, то, мне кажется, он себя обкрадывает с точки зрения карьеры и реализации своих возможностей.

Какова на сегодня доля платных и бесплатных студентов в СФУ?

У нас прием — около 5000 студентов. Из них «базовые» платные, которые приходят учиться по очной программе, — 20–25 %. В этом году для нас самое удивительное было, что на технические специальности с самой высокой оплатой пошли платные студенты. На наш взгляд, немного смещается общественное мнение, которое влияет на выбор молодежи своей будущей профессии.

Важно, чтобы человек был нацелен получить профессиональные навыки и компетенции.

Вам не кажется, что количество вузов надо сократить?

Я не возьмусь определить — какой необходим минимум. Сейчас принято так считать: количество бюджетного приема должно быть немного меньше половины от выпуска. Может быть, это большая цифра и реальная потребность — 30–35 % от выпуска, но это надо считать.

Возможно, стоит оценить перспективу объединения ряда вузов, чтобы сконцентрироваться на подготовке для каких-то специальных отраслей для развития Красноярского края. Считаю, что это одна из задач для общественности и краевой власти.

Вы согласны с тем, что происходит девальвация высшего образования? В СФУ в том числе.

Из-за того, что за последние 10 лет количество вузов увеличилось в 10 раз, но качественный и количественный состав преподавателей не изменился, то это все «размазалось». Если высчитывать среднюю температуру, включая в выборку многочисленные филиалы, ютящиеся в арендованных подвалах детских садиков, государственные и негосударственные вузы, то можно говорить, что высшее образование снизило свою планку. Прежде всего, из-за разрушения связей с производством.

Но выступать с заявлением о том, что образование конкретно в СФУ стало хуже, я бы не стал. В первые годы после создания университета, мы смогли около 2,5 млрд руб. направить на обновление материальной базы, сумели серьезно вложиться в строительства новых корпусов и общежитий. Сегодня мы стали больше предъявлять требований к нашим преподавателям. Требуем больше работать со студентами в научных лабораториях, больше работать по мультидисциплинарным проектам. Это определяет совершенно иную организацию процесса обучения, новые подходы. И дальше требования университета будут только расти.

НГС провел опрос: «Необходимо ли современному человеку получить высшее образование, чтобы быть успешным и материально независимым?» 37 % выбрали ответ «Высшее образование никак не влияет на успешность человека». Что вы думаете по этому вопросу?

Я точно считаю, что высшее образование влияет на успешность. Отрицание этого — следствие некоторой инертности мышления. Это в начале 90-х годов можно было строить карьеру силовыми методами, имея в кармане справку о неполном среднем образовании. Немного наивно считать, что без современных знаний можно сделать серьезную карьеру в бизнесе. Если мы возьмем все крупные компании, которые сделали бешенные рывки и являлись олицетворением 20-го века, то в своем большинстве они все организованы или бывшими студентами, или преподавателями.

Серьезное производство требует серьезных знаний. Например, «Ванкорнефть». Каждая из вышек обслуживается тремя специалистами, два из которых должны иметь полное инженерное образование. И так везде, где есть высокотехнологичные производства.

Интересно, что на таких местах всегда дефицит. Мы готовим много, а там все равно недобор. Хороших специалистов забирают сразу же — с 3–4-го курса.

Андрей Ткачук

Фото Ольги Ярцевой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства