Город «Лишение свободы — не всегда самое главное»

«Лишение свободы — не всегда самое главное»

Виновного водителя можно простить за деньги, убеждена начальник отдела по расследованию громких ДТП

Начальник отдела по расследованию ДТП Следственной части ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю Нина Шлякова

Минувший год для инспекторов ГИБДД в Красноярске оказался непростым. Немалое количество «громких» ДТП, в которых гибли люди, ежемесячно приковывали внимание горожан. О том, как расследуются дорожные происшествия, кто в них чаще виноват и почему многие дела в судах завершаются «за примирением сторон», корреспондент НГС24 узнал в разговоре с начальником следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю Ниной Шляковой, занимающейся расследованием резонансных ДТП.

Справка: Отдел по расследованию ДТП Следственной части ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю создан в 2007 году. В штате 14 следователей и три руководителя. В 2011 году в работе отдела находилось 337 дел, 200 из которых с обвинительными заключениями уже направлены в суды.

Нина Васильевна, чем вам запомнился 2011 год?

Во-первых, увеличением количества ДТП с тяжелыми последствиями и смертельным исходом. Во-вторых, возросло число происшествий с маршрутными автобусами. В этом году у нас прошло пять дел, когда автобусы сбивали людей прямо в остановочных карманах, и пострадавшим приходилось ампутировать ноги.

И, в-третьих, произошло перераспределение структуры тяжких ДТП — более 70 % таких происшествий происходит на нерегулируемых пешеходных переходах.

Почему некоторые ДТП расследуются по несколько лет?

Это происходит по разным обстоятельствам. Например, больший объем работ приходится делать, если водитель не признает свою вину и всячески пытается уйти от ответственности. Тогда приходится проводить все новые следственные эксперименты.

Или, например, при наезде на пешехода судебно-медицинская экспертиза, определяющая степень тяжести телесных повреждений, проводится только после полного выздоровления пострадавшего. Это тоже время.

Как часто водители признают вину и помогает ли это в расследовании?

В 30 % случаев водители признавали вину в ДТП — таких дел было 120. Это, конечно, помогает в расследовании, но по делу все равно проходят экспертизы и эксперименты. Это надо для того, чтобы в суде водитель не отказался от своего «признания».

Во всех ли случаях наезда на пешехода виновным остается водитель?

С моей точки зрения, что касается нерегулируемых переходов — во всех случаях виновен водитель. Момент опасности для водителя наступает, когда он только замечает знак пешеходного перехода. А не когда пешеход вышел на проезжую часть, как многие думают.

Всегда ли виноват водитель, если пешеход сам нарушил правила и буквально полез под колеса?

Да, пешеходы нарушают, но водитель должен думать на дороге, быть готовым к таким событиям. Помимо обычного знания ПДД водитель должен знать, к примеру, какой у его автомобиля тормозной путь на мокром асфальте, какая дальность света фар и тому подобное. Знать для того, чтобы предупредить аварию.

Если ДТП произошло вне зоны действия перехода, то водитель не всегда виноват. Если, допустим, пешеход погиб в ДТП, но мы в результате экспериментов видим, что водитель не имел возможности остановиться, уголовное дело возбуждаться не будет, так как состава преступления нет.

В этом смысле показательное ДТП произошло в феврале на ул. Свердловской. Мать с коляской стала переходить дорогу прямо посреди улицы. Понадеялась, что успеет пройти между стоящими в пробке автомобилями. Но неожиданно «пробка» поехала, и один из водителей не заметил женщину с коляской.

Мы выяснили, что водитель не имел возможности остановить машину, и поэтому обвинение по ч. 1 ст. 268 УК РФ — нарушение ПДД пешеходом, повлекшим по неосторожности причинения тяжкого вреда здоровью, — было предъявлено матери пострадавшего в коляске ребенка.

Но так как пострадавшей стороной в этом деле стал отец младенца, в суде дело прекратили с формулировкой «за примирением сторон».

Как вы относитесь к такой практике? Особенно если примирения сторон происходит в ДТП с погибшими?

Более половины наших дел прекращаются в суде за примирением сторон. Суммы «примирения» варьируют от 50 тыс. до 2 млн руб.

Я отношусь к этой практике положительно. Человека не вернешь, а материальная поддержка, например детям погибшего, все равно требуется. Лишение свободы — не всегда самое главное наказание. Наказанием уже можно считать то, что пока дело расследуется, водитель снова и снова вспоминает обстоятельства ДТП и раз за разом переживает стресс. Особенно если в ДТП есть погибшие. Для большинства водителей это тяжелое жизненное испытание.

Водителю приходится не один раз выезжать на место ДТП, а там, как правило, присутствуют родственники пострадавших, и им нужно смотреть в глаза. Потом надо читать заключение судебно-медицинской экспертизы с подробным описанием травм пострадавших или погибших. Это очень тяжело.

Кто чаще всего совершает тяжкие ДТП: мужчины или женщины?

Мужчины. Просто потому, что их больше за рулем. Хотя ДТП с участием женщин-водителей участились, но все равно — женщина внимательнее по своей природе.

Более показательной статистикой является возраст водителей. Очень многие молодые люди 18–24 лет крайне неосторожно относятся к управлению автомобилем. Участвуют в уличных гонках, как это было в случае с летним происшествием в районе Театральной площади. Не думают, что рано или поздно эта неосторожность приведет к тяжелым последствиям.

Максим Мельников

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства