На Красноярском алюминиевом заводе (КрАЗе) завершается первый этап модернизации и оптимизации производства. На заводе борются с пьяницами и прогульщиками — с начала года с завода был уволен 191 нарушитель трудовой дисциплины.
В этом году Красноярский алюминиевый завод приковывает к себе повышенное внимание общественности — в феврале этого года, сразу после вступления в должность нового управляющего, группа рабочих вышла на несанкционированный митинг с требованиями повысить размер оплаты труда. В результате была создана рабочая группа с участием представителей трудового коллектива, администрации предприятия и профсоюза, которая выработала программу поэтапного повышения заработной платы, предусматривающую в первую очередь рост производительности труда и оптимизации затрат на производство. Способствовать этому должна проходящая на КрАЗе модернизация производства. Кроме того, впервые в своей истории предприятие обозначило стратегически важную цель — выдать 1 млн тонн первичного алюминия за год. Что ожидает КрАЗ в дальнейшем и о сегодняшнем положении дел на заводе корреспондент НГС.НОВОСТИ поговорил с управляющим директором КрАЗа Евгением Жуковым.
Евгений Иванович, расскажите, что происходит на предприятии?
КрАЗ работает в обычном режиме. Перед нами стоят определенные задачи, которые мы успешно выполняем. Сейчас проходит модернизация производства, связанная с решением многих вопросов. На сегодняшний день РУСАЛ вложил в нее порядка 300 миллионов долларов. Итоги уже можно заметить — мы снижаем вредные выбросы почти на 30 %, заботимся о безопасности наших рабочих, вводим новое оборудование.
Будут внедряться эксклюзивные технологии?
Да, сегодня мы разработали одну из технологий, которая пока нигде не применяется. Она позволит нам совершенно по-другому подойти к решению экологических задач. Это технология коллоидного анода, или «идеального электролизера», как его называют разработчики — специалисты Инженерно-технологического центра РУСАЛа. Перед ними была поставлена задача — разработать принципиально новый электролизер, которого на сегодняшний день нет в мире, который соответствует самым высоким требованиям по части расходных материалов в области промышленных выбросов. Мы успешно справились с этой задачей. Планируется, что в 2010–2015 гг. эта технология будет внедрена на все предприятия РУСАЛа, работающие по технологии Содерберга.
Экологические проблемы будут решены полностью?
Эффективность экологической программы определятся снижением объема выбросов, которые идут от завода. В 2004 году он составлял около 91 тыс. тонн. К концу года мы достигнем снижения этого объема примерно на 30 %. Достаточно доехать до завода и посмотреть на трубы. Сегодня дымят только 3 из 21 трубы, потому что осталось достроить всего три новых газоочистки, которые в этом году мы введем строй. Это современный метод очистки отходящих газов, у которого очень высокая эффективность — улавливаются 99,8 % вредных веществ. Те контролирующие органы, которым мы подведомственны (Ростехнадзор, Росприроднадзор), постоянно проверяют нас на эффективность наших газоочистных систем. И каждый год подтверждают, что наша модернизация эффективна и приносит реальные плоды. К примеру, в городе существует специальная организация — Центр-лаборатория анализа и технический измерений мониторинга окружающей среды. Существующая сеть мониторинга включает в себя 8 стационарных постов. Два из них находятся в Ленинском районе и по одному — в Кировском, Свердловском, Железнодорожном, Советском и Центральном районах. По последним данным этой службы, сегодня атмосфера в Советском районе, где находится КрАЗ, относительно чище, чем в центре.
Внедрение новых технологий практически исключает ручной труд. Означает ли это, что следует ждать сокращений?
Мы не ставим перед собой цели сокращать людей. У завода есть определенные задачи по оптимизации затрат. Если мы проводим модернизацию, то не можем себе позволить поддерживать излишнюю численность. Например, модернизация кранового хозяйства, в которую мы вложили много денег, позволяет убрать человека с вредных участков, и это наша основная задача – безопасность и экология. А раз технология позволяет осуществлять процессы без крановщиков, то зачем держать их в штате? Наша главная задача — чтобы труд на заводе был безопасен, но массовых сокращений на заводе точно не будет. Зато мы сегодня занялись трудовой дисциплиной, которая на заводе пока хромает. Мы боремся с пьяницами и прогульщиками, и эти люди покидают предприятие в первую очередь, они нас не устраивают. С начала года 191 нарушитель трудовой дисциплины, и те, кто появлялся на заводе в состоянии алкогольного опьянения, были уволены. И я считаю, мы уже достигли хороших результатов — за май на заводе отмечено всего 6 прогулов.
Ходят слухи, что были уволены в основном те, кто в феврале организовал забастовку рабочих.
Это всего лишь слухи. Никакой забастовки на КрАЗе не было: была акция рабочих. Они вышли к проходной, чтобы высказать требования об увеличении зарплаты, которая на начало 2008 года составила 24 400 рублей. Мы создали рабочую группу с участием представителей трудового коллектива, профсоюза, администрации завода, приглашали представителей городской и краевой администрации. И совместными усилиями рассмотрели, насколько это требование обосновано, где можно сэкономить или заработать, чтобы увеличить зарплату. В результате была выработана программа мер, результатом которой должно стать повышение зарплаты не только электролизникам, но и всем представителям основных специальностей. Эта программа уже реализуется, и средняя зарплата на заводе за май составила 27 000 рублей. Другое дело, что этот рост будет индивидуальным — каждый сможет добиться того роста зарплаты, на который наработает. К концу года мы планируем выйти на 15–18 % увеличения средней зарплаты по основным специальностям. И это без учета коэффициента инфляционной составляющей. Это не означает, что завтра люди проснутся, и у них заработная плата увеличится — основной принцип увеличения по заработной палате связан с увеличением производительности. Сегодня на западных заводах производительность на одного человека превышает нашу на КрАЗе в 2–3 раза. Там на одного человека она составляет до 500 тонн — мы же в этом году поставили планку производительности только 200 тонн на человека.
Вы заявляли, что в этом году завод впервые в истории произведет миллион тонн алюминия. Что для этого было сделано и почему раньше не вышли на такие объемы производства?
Здесь опять нужно вернутся к модернизации завода, которая не только носит экологические цели, но и предполагает увеличение производительности труда и соответственно увеличение объема производства. У нас существует Программа развития до 2017 года, и мы поэтапно, год за годом, благодаря модернизации, благодаря новым системам управления производством достигаем этих целей. В этом году заканчивается первый этап модернизации, и поставлена задача — перейти рубеж миллион тонн и достичь цели 1 млн 8 тысяч тонн, с которой мы успешно справляемся. На сегодняшний день в компании РУСАЛ два предприятия, которые достигают объема производства в один млн тонн, — Братский и Красноярский алюминиевые заводы.
Максим Мельников
Фото автора