Какая ситуация сегодня складывается в жилищно-коммунальном хозяйстве края, на что чиновники планируют потратить выделяемые Федерацией огромные средства в размере 900 миллионов рублей рассказал заместитель губернатора края, руководитель департамента жилищно-коммунальной политики администрации края Анатолий Тубольцев.
Анатолий Ульянович, 2008 год для жителей нашего региона начался с не совсем приятного события — квартиросъемщики получили квитанции на оплату услуг ЖКХ за январь и увидели там несколько другие цифры, чем прежде. Насколько необходимо было производить повышение тарифов ЖКХ на 15 %? И насколько это было необходимо жилищно-коммунальному хозяйству?
О том, что тарифы изменятся, Федеральная служба по тарифам известила еще в апреле 2007 года. Тогда был подписан соответствующий приказ по утверждению предельных индексов для тарифов и услуг организаций коммунального комплекса, который регламентировал повышение предельных индексов. Для Красноярского края на услуги по водоснабжению этот тариф был установлен не выше 14,2 %, для тепловой энергии – 12 % и т.д. В общей сложности организации коммунального комплекса могли повышать свои тарифы не выше, чем на 15 %. Это средний показатель по России: в Республике Тыва — 15 %, в Томской области — 16 %, в Москве также 15 %. Все спрашивают, сколько мы платим — все 100 % или нет. Так вот, на сегодняшний день жители Красноярского края платят 87 % от необходимых затрат, всю остальную разницу покрывает краевой бюджет. Государство регулирует повышение тарифов. Если бы этого не было, частные компании повышали бы цены как хотели. Но замечу, что Федеральная тарифная служба действует последний год. С 2009 года предельные индексы роста тарифов ЖКХ будет устанавливать субъект. Сегодня департамент жилищно-коммунальной политики администрации края проводит огромную работу по расчету тарифов на ближайшие три года, они будут представлены в конце января–начале февраля. Главное их отличие — социальность. Они будут иметь устойчивую тенденцию к снижению.
Получается, что предприятия ЖКХ смогут устанавливать такие тарифы, какие захотят?
Тарифы не могут быть большими или маленькими, они могут быть экономически обоснованными или экономически необоснованными. Только тогда будет соблюден рыночный баланс. Есть такой показатель — количество убыточных предприятий ЖКХ в крае. Таких у нас 50 %. Почему? Смотрите, тарифы на жилищно-коммунальные услуги ограничивает на выходе Федеральная служба по тарифам. Они, как и сейчас, раз в год повышаются не больше, чем на 15 %. А на «входе» никто цены не регулирует, а цены на уголь, мазут, ГСМ растут. Только на цемент за год цены возросли больше, чем в 3 раза! И как в этой ситуации тарифы могут не меняться, а предприятие оставаться на плаву, работать для населения, приносить прибыль?
ЖКХ — единственная отрасль национальной экономики, которая субсидируется государством. И после 2012 года, когда «тарифы выпустят на свободу», и в нынешнем году малообеспеченное население будет продолжать получать субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Сегодня в нашем регионе около 30 % населения получают значительную помощь из краевого бюджета на услуги ЖКХ. Вообще, в Красноярском крае разработана одна из самых прогрессивных шкал расчета субсидий, особыми льготами пользуются люди, проживающие в сельской местности, пенсионеры, ветераны. На 2008 год на поддержку малоимущих слоев населения из краевого бюджета выделено 3,8 миллиарда рублей.
В самом начале, когда власти только заявили о реформе ЖКХ, когда в первый раз квартплата значительно выросла со 140 рублей сразу до нескольких тысяч, основными аргументами в пользу необходимости все-таки это делать были прохудившиеся коммуникации, дома, которые требуют ремонта. Но по существовавшим тогда тарифам денег на этот ремонт не хватало. Какая в сфере ЖКХ ситуация сейчас? Насколько удалось за эти несколько лет изменить ситуацию в лучшую сторону?
Раньше государство не всегда выполняло свои обязательства по финансированию отрасли, отсюда у нас появились ветхие сети, пришел в негодность жилой фонд. В относительном порядке содержалось муниципальное жилье, а вот ведомственное жилье и объекты ЖКХ оставляли желать лучшего. Все по остаточному принципу! Кого в те годы отправляли работать в ЖКХ? Того, кто проштрафился на основном производстве! Отсюда не совсем корректное отношение к жителям, проблемы в производственной дисциплине, отсюда и сформировался имидж ЖКХ как неполноценной отрасли, в которой не только требовались максимальные вложения в модернизацию и капитальное строительство, но и в обучение персонала, повышение его квалификации…
Но за последние годы ситуация в отрасли наметилась явно положительная. Сдвиги в ЖКХ есть, в частности это заметно по Красноярску. Возросло количество работ по благоустройству. В 2007 году компания «КрасКом» впервые вышла на график ремонта подъездов 1 раз в 5 лет, как это предполагают санитарные нормы. В 2007 году было отремонтировано 7 тысяч подъездов! Продолжает работать программа «Мой красноярский двор». Можно отметить, что качество предоставляемых услуг повышается, в управляющих компаниях и ТСЖ работает достаточное количество высококвалифицированных специалистов, повысилась культура общения, корпоративная культура… С одной стороны, это следствие повышенного контроля надзорных органов, главная функция которых — осуществление надзора за деятельностью предприятия ЖКХ, с другой — очень многое в нашей жизни стал регулировать рынок. Сейчас в сфере ЖКХ бурными темпами развивается конкуренция. Управляющие компании конкурируют как с частными, так и с муниципальными предприятиями, с ТСЖ, впервые за долгие годы у населения появился выбор: кто лучше, кто эффективнее, кто надежнее. Квартиросъемщики имеют возможность поменять управляющую компанию, образовать свое товарищество собственников жилья или напрямую заключить контроль с поставщиком услуги.
Кстати, по такой форме управления жильем, как ТСЖ, Красноярский край — лидер. В Красноярске на сегодняшний день работает более 400 товариществ — это высокий для России показатель. Считается, что ТСЖ — наиболее оптимальная форма управления жильем, это декларирует и Жилищный кодекс, и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Ведь в ТСЖ жители сами управляют имуществом дома, сами решают, что отремонтировать в первую очередь, каким образом благоустроить двор, сдать ли в аренду фасад своего дома под рекламный баннер и т.д. Словом, являются хозяевами своего дома.
В конце прошлого года было заявлено о том, что из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Красноярскому краю будет выделена небывалая сумма. На что планируется потратить эти деньги?
В июле 2007 года был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Цель Фонда — помочь переселить людей из ветхого жилья и капитально отремонтировать старый жилой фонд. На эти цели государство выделяет 250 миллиардов рублей. Срок действия Фонда — до 2012 года. Наш край в 2008 году на капитальные ремонты из Фонда получит около 900 миллионов рублей, столько же выделит и краевой бюджет. Это немалые средства. Около 600 миллионов рублей пойдет на ремонт домов в Красноярске, возраст которых старше 25 лет. Районам в среднем достанется от 15-30 миллионов рублей. В общей сложности до 2012 года из Фонда поступит около 5 миллиардов рублей.
На сегодняшний день не все территории края смогли предоставить свои программы по участию в проектах Фонда на 2008 год. Требования Фонда жесткие, поэтому соответствовать всем пунктам территориям действительно сложно. Например, 5 % жилых домов муниципального образования должны находиться в управлении ТСЖ, должно работать определенное количество частных предприятий в сфере ЖКХ, недопустима задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги и т.д. Поэтому в 2008 году из 62 территорий участвуют только 47. Однако у «двоечников» есть шанс поработать над выполнением условий и включиться в проекты Фонда в последующие годы.
Как будет происходить финансирование капитального ремонта дома? Предусматривается следующая схема: 47,5 % выделяет Фонд, еще 47,5 % — это средства краевого бюджета, оставшиеся 5 % расходов берут на себя жители ремонтируемого дома. Для того чтобы понимать, 5 % — это сколько, скажу, что капитальный ремонт дома обойдется каждому проживающему в квартире от 100 до 300 рублей в месяц в течение года. Это подъемная сумма, тем более сейчас рассматривается вопрос о начислении субсидии и на 5 %, что будут платить собственники. Возможно, государство вполне могло бы взять на себя все 100 % расходов на ремонт, но 5 % скорее носят воспитательный характер: важно, чтобы человек почувствовал, что он тоже вложил собственные деньги в ремонт своего подъезда, дома, тогда он будет ответственнее относиться к общедомовому имуществу. Именно так формируется чувство хозяина дома, которое долгое время пытались нивелировать.
Анатолий Ульянович, как вы полагаете, в полной ли мере сегодня представители власти и коммунальных служб готовы брать на себя ответственность за происходящие ЧП в сфере ЖКХ, причиняющие вред квартиросъемщикам, или за несоответствие предоставляемых коммунальных услуг их стоимости? За последний месяц вспоминается, конечно же, недавний случай — авария на ТЭЦ-1, как раз сейчас городские власти выдают материальную помощь пострадавшим. И в декабре был яркий пример, когда мэр Ачинска Илай Ахметов дал распоряжение вернуть деньги жителям города в связи с тем, что они переплачивали за отопление. На ваш взгляд, не единичные ли это случаи?
Стало хорошим правилом взаимодействие краевых, городских, районных властей в случае коммунальных аварий. Недавно произошедший инцидент на ТЭЦ-1 продемонстрировал, насколько оперативно и четко сработали энергетики, коммунальщики, в круглосуточном режиме действовал общекраевой штаб по ликвидации инцидента. В течение 36 часов коммунальное происшествие было устранено, однако население успело пострадать из-за отключений тепла и воды. Сегодня в прокуратуре выясняют, что стало виной аварии. Рассматриваются несколько версий — от износа прохудившихся магистральных сетей до ошибки персонала ТГК-13. Главное — выяснить истинные причины инцидента, сделать все, чтобы не повторить случившегося, а также возместить пострадавшим жителям Ленинского и Кировского районов города, а также поселка Березовка материальный ущерб.
Замена ветхих сетей, модернизация объектов ЖКХ сегодня действительно тема номер один в отрасли. Без качественной инженерной инфраструктуры, БЕЗОПАСНОЙ, мы не сдвинем махину ЖКХ с места. Краевые власти за последние годы уделяют этому вопросу повышенное внимание. В 2007 году с помощью краевого бюджета запущена новая современная котельная в Енисейске, заменившая собой одновременно пять старых малоэффективных котельных. С одной стороны, улучшилось качество жилищно-коммунальных услуг, а с другой — повысилась безопасность обеспечения теплом и горячей водой жителей этого северного города. Снизилась также себестоимость одной Гкал. Еще в конце года открылись новая котельная в поселке Канифольный Нижне-Ингашского района, цех обезвоживания в Дивногорске, водозабор в Новоселовском районе. В этом году планируем ввести в строй 23 объекта по краю! Также есть планы по замене коммунальных сетей — в основном они являются причиной аварий. Существует такой федеральный показатель — количество аварий на 100 км сетей. В Красноярском крае он составляет 26 аварий на 100 км сетей, а в среднем по стране он 80 и выше. Это тоже определенное достижение за последние годы. А всего в отрасль ЖКХ в ближайшие три года будет вложено около 20 миллиардов рублей.
И напоследок, пожалуй, самый волнующий всех жителей края вопрос: когда произойдет следующее повышение тарифов на услуги ЖКХ?
В течение 2008 года никаких изменений тарифов на услуги ЖКХ больше не будет: государство жестко контролирует исполнение приказа Федеральной службы по тарифам. Могу сказать, что в Красноярском крае следующее повышение тарифов на услуги ЖКХ произойдет только с января 2009 года, размер повышения не превысит 15 %.
Марина Немтушкина