
Ольга Клешина — 14 лет управляет красноярским трамваем
Здесь просто страшно ехать
Она подает резкий сигнал, немного сбрасывает скорость вагона — впереди по рельсам с тяжелой сумкой бредет мужик.
— Здесь просто страшно ехать. В Энергетиках участок такой: для людей нет ни тротуаров, ни тропинок, ничего. Вот народ и ходит по рельсам. Днём еще ладно, просматривается. А вечером, если еще и одежда темная — их не видно. Нужно во все глаза глядеть, только бы избежать всего этого, — рассказывает водитель трамвая Ольга Клешина.

В Энергетиках рельсы вместо тротуара
Она плавно управляет джойстиком, регулируя ход вагона. Одновременно следит за пешеходами, рельсами, встречными машинами и контактной сетью, перед глазами мониторы с показаниями датчиков и камерами видеонаблюдения.

Джойстик там, где не нужен руль

Вся информация о движении на панели
За окнами трамвая медленно катятся задворки Красноярска. Из этого не самого нового вагона с электронным табло, терминалами, блестящими стальными поручнями, они кажутся особенно заброшенными и пустынными.

Выйти или не стоит
— Летом будет опасней — местные подростки, бывает, подкладывают на рельсы булыжники, колеса, иногда ветки большие. Разгонишься до 40 км/час, а у тебя на путях камень лежит! Вагон может с рельс сойти, если наедешь. Надо вовремя затормозить и пассажиров не уронить. А иногда пьяные на рельсах спят, тоже приходится останавливаться, выходить, — говорит, не поворачивая головы от дороги Ольга.

Хождение с риском
Открывает двери, с остановки ей кричат пассажирки: спрашивают, где потерялся другой рейс, который они уже устали ждать. «Четверочка на „Дом творчества“ едет. Сейчас там уже. Через несколько остановок у вас будет», успокаивает она.

Народ интересуется «Где четверка?»

Пешеходы тут чувствуют себя раскованней, чем на дороге
Бывший обиделся, встал колом
Едет дальше. По своему правобережному кругу. Так уже четырнадцать лет подряд. Вспоминает, как в юности увлекалась скалолазанием, выступала на соревнованиях, но из-за травмы колена спорт пришлось оставить. Работала поваром-кондитером, продавцом, в 2011-м выучилась на водителя трамвая.

Старший брат
— Мне всегда нравились трамваи, есть в них что-то умиротворяющее, спокойное, не то что на автобусе. Это у меня еще с детства — с дедом часто ездили с Предмостной, я садилась сзади на сидения, находила болтики на сидушках. И вот вагон останавливается — я на болтик нажимаю. Конечная, дверь открывается, тут другой болтик. Так постоянно играла, — говорит Ольга.

Пассажирские будни

И правда
Ее первый — старый КТМ (Кировский трамвай моторный), потом перешла на более современный вагон. С ним было долго. И только четыре года назад стала рулить своим нынешним — «Львенком». С «блатным» номером 001. Бывший, по ее словам, обиделся.

На таком раритете Ольга когда-то начинала

Трамваи выглядят получше
— Я как пересела на «Львенка», тот вагон в тупике оказался. Ни с кем не сработался: ломался, ломался и все, потом встал колом.
— Скучаешь по нему?
— Ну, я все время проезжаю, а он там стоит в уголочке. У нас с ним столько всего было. В первые дни мы, блин, с ними дрались, я его обещала на вторчермет увезти. Потом он стал работать. Прямо никаких серьезных неисправностей, ни разу меня не подводил, — говорит Ольга. — С «Львенком» общий язык быстро нашли. Он, конечно, когда только пришел, маленько капризничал. Видать электроника не до конца была отстроена. Ну, а потом уже я говорю: «Если будешь мне „исполнять“, я тебя брошу, работать с тобой не буду». Всё, полное взаимопонимание теперь. Техника, она же как бы сказать… хоть и железо, а душа есть. Она как будто слышит, понимает, каждая со своим норовом. Вот бывает, что садишься на другой вагон, ну что-то не то, тебе не комфортно. И ему тоже. Каждая техника она всё равно привыкает к своей хозяйке.

5-минутный перерыв, и у «Львенка» тоже

Прямо так и называется
Нас блохастыми называли
Ольга снова резко сигналит — на перекрестке перед трамваем пытается проскочить легковушка. «Это у нас постоянно такое, как будто с ума сходят, лезут под трамвай» — спокойно замечает она. В такт ее словам на панели покачиваются амулеты, наверху магнит с рисунком «Львенка». Это с его трамвайного дня рождения.

Народ соскучился

Прайд, практически
— Мы всегда компанией «Львят» (в Красноярске 25 трамваев подобного типа) отмечаем этот день в кафе. Не все, конечно, но своя команда, кто так же холит и лелеет вагоны, у нас есть.
— А другие трамваи как-то называют?
— Ну, мы старые вагоны никак не называем. Вот, когда «Львята» только пришли и мы начали ездить на них, нас блохастыми называли. И гнидами, потому что вагон белый.
— М-да, это от зависти…

И так по несколько раз за рейс
По пути несколько раз останавливает трамвай, выходит с маленьким ломом — вручную перевести рельсы в нужное направление. Садится обратно за кнопки и джойстик. По пути машет встречным рейсам — таким же как она водителям трамваев. В основном, это женщины. Мужчин у них мало, один из них — её муж, на работе с ним и познакомилась. Расписались в июле прошлого года. Он на другом маршруте, с ним сегодня не пересекаются.

Коллегам

Рельсы намного старше этих колес

Опять двойка
— Кто у вас в семье рулит?
— Да мы оба. У нас нет такого, что кто-то там старший или «хозяин в доме». Всё обоюдно у нас. Раньше всё тащила на себе. Даже если что-то болит, все равно — тащишь. Бабушка старенькая, двое детей. Тут о себе думать некогда было, только мечтала о какой-то поддержке. Он у меня заботливый и внимательный. В том году нога сильно болела, не могла наступить на колено. Почти три месяца просидела на больничном. Он прибежит с работы меня на руках спускает с пятого этажа в машину в больницу ехать. И обратно потом. Много силенок и нервов ему пришлось потратить на меня. Он — опора моя.

В пути

Городские прерии
Приходится промолчать, «обтекать» где-то
— Дети по твоим стопам не собираются?
— Старшая дочь у меня парикмахер. Младшая еще только в пятом классе учится, она у меня еще та звезда, такая бегучая, активная… В нашей профессии тяжело сильно. Это, во-первых, очень ранний подъем — самый первый выезд у нас бывает в 5 с лишним утра. А до этого нужно вагон принять — от крыши до колес, отогреть, подготовить. Смена по 12 часов. На обед полчаса. Плюс несколько минут перерыва на конечной. У нас из новых многие нее выдерживают такого распорядка. Недавно было: из двадцати пяти стажерок остались только пять. Остальные сбежали уже во время учебной езды, — говорит Ольга. — Во-вторых, морально сложно, потому что пока пассажиры находятся у меня в салоне, я за них отвечаю. И за пешеходов тоже. А когда подрезают, выскакивают, нужно предотвратить ДТП, чтобы и машину не ударить и пассажиров не уронить. Вот все накладывается. И сами пассажиры иногда ругаются, особенно, когда долго ждали трамвай, например, из-за пробки. По большей части у нас мужчины более вредные, чем женщины.

Еще один перевод

Когда метро?
— Конфликты с ними?
— Мы в конфликты не вступаем. Пытаются порой вывести на ссору, но с пассажирами нельзя конфликтовать. Мы же работаем для них. Поэтому приходится промолчать, «обтекать» где-то, даже если они нас постоянно оскорбляют, либо пытаться спокойно уладить. Бывают такие не в настроении — все кругом виноваты во всем. Едешь, переживаешь. Ну, я стараюсь как бы, ситуацию пропускать мимо, то есть не впитывать. Домой прихожу своим сразу говорю: у меня час тишины, не трогать. Ничего, потом прихожу в норму. Делаем уроки с младшей, поела, в душ и спать.

Виды из окна
Больше ничего такого не надо
— Где-то полгода назад у пассажира в вагоне случился инфаркт. Он просто ехал и упал без сознания. Хорошо еще не ударился, как-то так мягко повалился, так спокойно. Я как раз останавливалась в это время. Бросилась приводить его в чувство, ну, вроде откачали, скорую вызвали. Тогда я, конечно, очень напугалась, — продолжает Ольга.

Догнать

Знает, как выделиться
Она выезжает на Красраб, оживленное движение, водители авто неохотно уступают помехе в центре — вагону на рельсах.

Выглядит все также хорошо
— А вот я еще водительские права не получила. Учусь потихонечку. Для меня непривычно на машине ездить. Некомфортно себя чувствую, приходится там себя ломать. Это совсем другая техника, — говорит Ольга.
Она мечтает выбраться на море. Говорит за всю жизнь дальше красноярского водохранилища никуда не выезжала вообще. Постоянно работала.

Счастливы вместе
— Как таковой глобальной мечты у меня нет. Я всегда хотела быть счастливым человеком. Я ей стала. У меня двое детей, сейчас муж. У меня все в принципе есть. Больше мне ничего такого не надо, — говорит водитель трамвая Ольга Клешина. — Работа тяжелая, но любимая. Иначе бы давно уже не выдержала тут. Хорошо же.
Она выезжает на Предмостную. Заходит на очередной свой круг по правобережью. Улыбается и машет.
Больше новостей — в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.