Мало кто из гуляющих по центру Красноярска не встречал Андрея Покрова. Улыбчивый кукловод ловко справляется со своими марионетками под ритмичную музыку из колонки, собирая вокруг себя толпу любопытных глаз. Прапорщик МВД, подсчитав скудную пенсию, купил сварочный аппарат и начал творить в собственном гараже. Мы узнали, удается ли на этом заработать копеечку, и побывали в гаражной мастерской.
Андрей Покров вышел на пенсию 11 лет назад. До этого не один десяток лет проработал в системе МВД, но после реформы в 2010 году завершил карьеру в звании прапорщика. Выйдя на пенсию, пробовал подрабатывать — ежемесячной выплаты 15 тысяч 500 рублей на жизнь с супругой едва хватало. Пришлось импровизировать.
Всё началось с первого железного робота, сделанного в собственном гараже из деталей от проданного авто:
— Построили гараж, у меня появился кое-какой инструмент, я купил себе сварочный аппарат. Исполнил, можно сказать, свою мечту. У сына была «семерка», мы ее продали, и остались никому не нужные запчасти. Супруга говорит: «Сделай что-нибудь, ты там в гараже сидишь, сделай мне игрушку какую-нибудь». И потом пошло-поехало, — улыбается Андрей.
Признаётся: жена Лариса для него — идейный вдохновитель во всем. Гравировать ее научила мама еще в пять лет, с тех пор Лариса всю жизнь посвятила этому ремеслу. Сейчас, с повсеместным использованием лазерных технологий, таких специалистов почти не осталось.
Идея сделать роботов пришла в голову именно ей.
— Когда-то мне принесли подписать сувенир чемпиону мира по пауэрлифтингу — в Америке ему подарили похожего робота. Я подписываю и смотрю — не живой. Не красивый, ничего не двигается, никакой! Я прихожу к мужу и говорю: «У тебя лучше получится». И он сделал, — гордо рассказывает Лариса.
Светильники чудаковатой формы, байкеры на мотоцикле, рыбаки, настенные часы, визитницы — лишь малая часть того, что украшает стены граверной мастерской жены. Каждый робот подвижен, его можно, а самое главное — нужно трогать. Название изделиям мужа Лариса дает сама, она же определяется с ценой. Есть здесь роботы и за 2 тысячи, а есть и за 15.
— На роботах мужа не делаю гравировку. На него смотришь — он живой. Я знаю, что я заработаю на гравировке, но они перестанут быть собой, они сразу станут сувениром. Всё внимание будет на надпись. А вы посмотрите, какая философия в этом байкере — он такой крутой, у него байк, золотая бандана. А она его зажала сзади, и всё, никуда от него не вырвется, — объясняет жена.
Андрей рассказывает, сначала использовал всё то, что завалялось в гараже. Когда детали закончились, пошел по автомастерским с просьбой отдать «что-нибудь ненужное». Многие охотно согласились избавиться от мусора и отдали ненужные детали бесплатно.
— Одно изделие я могу сделать и за день. К примеру, у «рыбака» технология отработанная. Я зашел в 10:00, и к 19:00 я уже заканчиваю коробку, в которую упаковываю каждое изделие. На деревянный ящик уходит около 40 минут. У меня уже есть фанера, инструмент, степлеры. А что-то я могу делать и неделю.
На вопрос, есть ли чертежи к его роботам, Андрей вскидывает руки: «Упаси бог!» А после признаётся, что даже видео на тему робототехники в интернете не смотрит.
— Хотя там есть изделия намного лучше моих. И тогда я могу получить моральную травму (смеется). Поэтому я руководствуюсь только своим воображением, — объясняет мастер.
А воображение у пенсионера-сварщика богатое. Работы мастера уже есть в коллекциях поклонников металла в Германии, ЮАР, да и по всей России — от Москвы до Владивостока. Правда, заработок не стабильный. Бывает, продаст 3–4 изделия в месяц, бывает, ни одного.
— Самая сложная моя работа — это самолет Ил-14. Мне заказал его пилот, который знает, что такое самолет, и ответственность была очень большая. И сложность в том, что тебя ставят в рамки — соблюсти все технические характеристики — двигатель, кабина и так далее, — вспоминает Андрей.
С заказом Андрей справился. Но есть и такие роботы, которые даже самому отдавать жалко, — как, например Раптор. Он охраняет рабочее место жены в граверной мастерской вот уже 5 лет. Признаётся, что если бы и нашелся покупатель, своего динозавра он бы уже никому не отдал.
Год назад, во время тотального карантина, когда закрылись все торговые центры вместе с граверной мастерской жены, пришлось снова проявить фантазию. И здесь идею снова подкинула супруга.
— Мы с Ларисой 3 месяца просидели дома. Устроили гаражную распродажу. Тогда она предложила: «Сделай марионетки себе». Я говорю: «Из железа, ты представляешь, сколько они будут весить?» И вот когда я всё распродал, посмотрел на кучу железа и подумал: «Надо попробовать». И первым, кого я сделал, — это был Пол. Сделал сначала одного, попробовал с ним, людям понравилось. Так появились еще и Майкл, Железный Дровосек, Лила и Жужа.
Так Андрей стал выходить в люди. С собой колонка, плейлист на 50 песен — от детских до попсы — и команда железных артистов. Сначала мини-спектакли можно было посмотреть на пешеходном мосту у БКЗ, но вскоре Андрей отказался от этой идеи. Мост узкий, дети останавливаются, чтобы посмотреть, а мимо несется людской поток на самокатах, роликах и велосипедах. Поэтому теперь только набережная, где для толпы есть простор.
— Я могу выступать и для одного человека. Я могу уйти в себя, голову поднять раз в минуту, а могу вообще не поднимать, — задумчиво произносит Андрей, — Можно 100 рублей заработать, можно 4 тысячи, можно 7 тысяч. Последнее было всего пару раз, когда только люди вышли на улицу после жесткого карантина. Стабильного заработка здесь тоже нет. Я выхожу только на 2 часа и при хорошей погоде.
На вопрос, а на каком берегу люди добрее, мастер лишь улыбается и разводит руками:
— На правом. Может, из-за того, что на правом берегу они не такие избалованные каким-то вниманием, уличными развлечениями. В центре все-таки больше локаций — кто-то на гитаре играет, кто-то бубны побьет.
— И еще что заметил — там дети пораскованней. Здесь больше контроля со стороны родителей — мама за руку, ни шагу в сторону. Для меня самая большая награда, когда люди улыбаются. Остановятся на бегу, замрут на мгновение и посмотрят выступление. Тогда всё не зря, — улыбается Андрей.
Пенсионер из Сосновоборска растрогал жюри проекта «Ты супер! 60+». Ирина Дубцова призналась, что едва могла скрыть слезы.