Развлечения «Это Север, детка»: известный красноярский художник о своих поездках в тундру и жизни в Диксоне

Елена Ильянкова много лет путешествует по миру, но ее любимым местом остается север нашей страны

Елена часто путешествует на Север на теплоходе «Александр Матросов»

Красноярский художник Елена Ильянкова практически не бывает дома, поэтому застать ее в мастерской — настоящее везение. Она постоянно путешествует и уже больше десяти лет ездит на север Красноярского края. Говорит, что ее захватывает опасность и дружелюбие тундры, суровые условия жизни в Арктике.

В мастерской Елены висит большая карта Таймырского полуострова, где она не раз бывала

Гостеприимство жителей Диксона

Так жизнь складывается, что я уже много лет езжу на север Красноярского края. Вообще я люблю так быть одна на краю земли.

В прошлом году я была в Диксоне, в Арктике. На самом деле это раньше было развитое место. Там жило много людей, был даже коровник, шикарные рестораны. Сейчас это руины, где в коровнике валяются черепа коров, стоят ржавые машины. Какой-то апокалипсис. Живет там всего 250 человек.

Когда я прилетела туда, депутат провел меня по всему Диксону. Показал, где нельзя ходить из-за медведей, и выдал две огневые шашки со словами: «От медведя не спасет, но жизнь украси-и-ит» (Смеется.) Слава богу, не пришлось ими воспользоваться.

Был смешной случай. Зашла в магазин купить мороженое. А там местные женщины мне говорят: «Вы осторожнее ходите здесь, медведи везде». Я им отвечаю: «Что теперь, медведей бояться, на этюды не ходить?». Они тогда мне рассказывают про какую-то другую художницу, которая ходит по Северу и рисует. «Мы в прошлом году ее почти увидели. Она в Дудинке еще расписывала здание». Спрашивают, не слышала ли я про такую. А я им отвечаю: «Не знаю, как вам сказать, но это, кажется, я». С тех пор мы с ними дружим.

На один этюд уходит от 20 минут до 1 часа

Интересно, как там люди живут. У них у всех в рюкзаках есть маленькая удочка. Они идут после работы, останавливаются на берегу и рыбачат. Зараз штук пять омулей наловили, и ужин готов. Меня тоже как-то взяли на рыбалку, а туман стоит, вообще ничего не видно. И вот я закидываю удочку, и вдруг из этого места вылазит башка с огромными глазищами и усищами. Лысый фантомас какой-то всплывает и на меня смотрит. Я, конечно, сильно сначала удивилась, но потом поняла, что это был морской заяц.

Северные мошки решили попасть в историю на века

В соавторстве с природой

Еще один случай произошел, когда мы приехали в Хатангу. Это была середина сентября, температура — 7 где-то. Я взяла сеточки, репелленты, в общем, подготовилась к мошкаре. Но мне сказали не тащить лишнего, мошки нет. Мы ушли в тундру, а в тот день сильно потеплело и налетело такое количество мошки, что она прямо падала на палитру, ползла по этой краске и делала цветные дорожки. Получился этюд в соавторстве с мошкой.

Или, например, в тундре стоишь под дождем, рисуешь разноцветный этюд. Краска в дождь на холст не цепляется и начинает смешиваться с водой, дождливость получается сама собой.

Так можно найти себя какого-то другого. Потом уже не повторить такого, хотя большие картины в мастерской тоже получаются красивыми.

Картина, которую художник написала на фасаде Дома народного творчества

«Ответ тундры»

Был вот такой случай с северным сиянием. Когда-то я в Дудинке на фасаде здания расписала бегущих оленей и сов. Мне за это в подарок сделали два билета туда-обратно — на мой день рождения в декабре, чтобы приехать и посмотреть северное сияние. Когда я прилетела, они стали переживать, вдруг подарок не случится, это же редкое явление. В мой день рождения северного сияния никакого нет, а они придумали какие-то конкурсы, все так сложно: там оленя поймай, перепрыгни это, перепрыгни то, и в результате оказалось, что они мне на сугробе нарисовали северное сияние. Вдруг оно единственное, которое мне предстоит увидеть.

Елена рассказывает, что именно на морозе получаются объемные картины

У них есть приметы: если тепло, то не будет северного сияния, а если погода контрастная, с –25 на –45, и голова болит, то будет. А тогда этих примет не было. Вечером мы выглядываем в окно, а там маленькая тучка белесая в темноте. Друзья сказали, что это оно начинается. Я не поверила. Мы вызываем такси и говорим водителю: «Отвезите нас к северному сиянию». Звучало, конечно, глупо, но мы все равно поехали в тундру. Решили поехать за город, на 14-й км, чтобы было немного платить, но и в то же время подальше от городских фонарей. Мы туда доехали, а северного сияния нет. Заходим в сугробы в тундре и просто стоим, подруга говорит: «Давай звать». И мы стоим и орем в небо: «Северное сияние, приди». Таксист, конечно, сидит в машине смеется. А луна такая яркая-яркая. Прокричали раза три и ждем. Вдруг с одной стороны начинается белая мутность, а с другой стороны два маленьких ураганчика ниоткуда возникли, это все соединилось и превратилось в северное сияние. Минут 10 оно во все стороны играло, сияло, шуршало — это все слышно, видно. Это, конечно, было незабываемо, подарок случился! Вот что значит любовь Севера: ты его любишь, и он тебя в ответ. Я называю это «ответ тундры».

По словам Елены, на Севере на улице холодно, зато на душе у людей тепло

Север объединяет

Сколько раз я не могла улететь оттуда. Один раз метель была такая, что вытяни руку — и ничего не видно. Это была суббота, а в воскресенье аэропорт не работает, потому что «Это Север, детка», как мои друзья говорят. Из-за метели мой самолет не смог прилететь. И нас, всех пассажиров, посадили на автобусы и медленно повезли в Норильск. А мы оставили все вещи в аэропорту в камере хранения. Взяли с собой только рыбу в гостиницу, чтобы положить в холодильник. Вечером мы поняли, что никто даже не взял зубную пасту, потому что все спасали рыбу. Это нас так объединило. Один мальчик купил одну на всех, и мы в двери передавали друг другу ее и чистили пальцами зубы. В общем, тогда мы уже подружились всем самолетом. Я на следующий день пошла к друзьям в Норильске — ничего не работает, кроме кинотеатра. И мы заходим в зал, а там весь наш самолет. В общем, сделали им выручку прекрасную. А когда летели в понедельник, были уже как семья. Север — он такой: опасный, но в то же время настоящий и дружный. Люди друг другу всегда помогают, выручают. Люблю его за искренность.

Елена на международном пленэре в немецком городе Бранденбурге

В Германии была на международном пленэре. Когда ты едешь туда один, то отвечаешь за всю страну. Стою я в городе Вердене, рисую. И на одном этюде было сразу две смешные ситуации.

Идет женщина с мальчиком. Я не слышу, что говорит ребенок, но она ему отвечает, глядя на меня: «Помнишь лосяша? Он как-то в мультике рисовал. Так вот это то же самое». Я тогда подумала: «Ну, с персонажем "Смешариков" меня еще никто не сравнивал». Мы посмеялись с ней, конечно.

Продолжаю рисовать. Подходит ко мне дедушка и начинает со мной на немецком разговаривать. Я ему отвечаю на русском, а он как раз времен послевоенного поколения, когда в России учили немецкий язык, а они — русский. И он начинает искать в голове какие-то школьные слова, выученные давно, улыбается, хлопает меня по плечу и произносит: «Внучка Ильич Репин?».

Такие футболки друзья часто дарят Елене

Я считаю, что художник — это человек мира. Например, ездила в экспедицию в Монголию. Тогда приехали, а никто нас не понимает. А нам надо было узнать про жилье. И вот тут начинается художник. Я взяла, нарисовала юрту и домик, а монгол понял, что мы хотим, и ответил мне циферками про стоимость. Так и общались.

У меня нет проблем в общении с иностранцами. Например, захожу в другой стране в магазин купить шоколадку в подарок друзьям. Я бы, зная язык, купила и вышла, а так мне надо объяснить, а продавцу тоже нужно продать. И мы 30 минут ищем нелепые слова, хохочем, и потом расстаемся друзьями.