В чем секрет настоящей женщины? Одни уверенно скажут – в омуте глаз, посмотришь однажды – и пропадешь навеки. Другие подумают: в ее неуловимом запахе, он будет звать и преследовать, пока не окажется в одной постели с тобой. Третьи возразят – все дело в женской загадочности, понять которую даже сама хозяйка не в состоянии. Что же такое настоящая женственность, где ее найти и как развивать в себе – поделилась практикующий психолог, кандидат психологических наук Валерия Шаяхметова.
Тема женственности – всегда из детства
– Валерия, откуда все-таки берется женственность и когда она начинает проявляться?
– Настоящая женственность не связана с ролевыми задачами, которые определены традициями, она естественна. У девочек женственность проявляется самым естественным образом, но у большинства воспитание и условия социальной среды, ближайшего окружения накладывают запреты на эти проявления, могут искажать их. Поэтому лишь у некоторых девочек, в семьях которых женственность пользуется уважением, она сохраняется и развивается. Рядом с такой девочкой мальчики робеют, самые отъявленные хулиганы затихают, когда она проходит мимо или смотрит в их сторону. Ради таких девочек мальчишки совершают подвиги.
– Почему? Остальная часть женской популяции воспитана по-другому?
– Воспитание как раз может существенно исказить проявления женской природы, создавая некие представления о том, что значит «на самом деле» быть женщиной. Родители, сами того не ведая, вкладывают в голову ребенка лишь то, что быть женщиной – это выполнять ролевые функции. Например, быть женщиной – значит находиться в угнетенной обслуживающей позиции, быть растворенной в семье, детях и муже. Или: «Ты должна беспрерывно исполнять множество домашних обязанностей, успевать где-то работать и быть эмоциональным центром семьи…» Чуть что – взрослые давят: «Ты же девочка. Ты должна...» В итоге женственность начинает восприниматься как нечто тяжелое, восприниматься негативно или обреченно. К тому же, взрослея, девочка не может понять, почему, со слов родителей, женщины находят в такой жизни счастье, а в реальности все выглядит иначе. Измученные лица, бесконечные жалобы, злость, обиды, болезни, замотанность, материальная зависимость тех, кто растворился в семье полностью и потерял себя. К какому выводу приходит девочка? «Я такой жизни не хочу». Или «я какая-то ущербная, дефективная, потому что не чувствую, что это дает счастье». И начинает делать ставку на мужское начало: быть успешной в профессии, искать себя в разных видах общественной деятельности – с тем, чтобы не заниматься домашней рутиной. В итоге перед нами оказывается целеустремленная женщина: в брюках, без макияжа, с короткой стрижкой и мужским взглядом на мир.
– Внешне получается больше мужчина. Таким женственность не светит? Что вообще входит в это понятие?
– Она светит всем. А само по себе состояние женственности двойственно. С одной стороны, это женственность сама по себе. Такая женственность самодостаточна, в ней женщина естественна, она проявляется в наслаждении жизнью, действиями, в созидании и привнесении красоты в свое пространство, к которому она относит то, что считает нужным – свой дом, семью, рабочее место, профессиональную территорию и так далее, ухаживает за собой. Женщины прекрасно выглядят, они гармоничны. С другой стороны, это женственность в тандеме с мужчиной. Она невозможна без того, чтобы не отражаться в глазах мужчины. Ей важно нравиться ему, быть желанной, это особое состояние, которое ей может дать только мужчина.
В жизни маленькой девочки первый мужчина, в глазах которого она отражается, – ее папа, которому она безусловно верит. Мы верим своим отцам в детстве на сто процентов. Когда папа говорит дочке: «Какая ты у меня принцесса», «Я не дам тебя в обиду», «Я всегда на твоей стороне», «Ты имеешь право быть слабой», «Ты прекрасна»..., то со временем у нее формируется чувство удовлетворения от того, что она рождена девочкой, понимание и ощущение ценности своей природы.
– Такое воспитание должно идти на протяжении всего детства или есть какой-то критический момент, после которого уже ничего поправить нельзя?
– Критическим считается возраст, когда формируется комплекс Электры, (его еще называют Эдипов комплекс в отношении мальчиков), – пять лет. Даже если позже отношения с отцом будут испорчены, девочка успеет сформировать адекватную внутреннюю самооценку, чувство собственного достоинства. Если до пяти лет она будет насыщаться вниманием отца, его восхищением, она сумеет в будущем ценить себя, свое женское начало, и это позволит не дать себя в обиду. Такие девочки более устойчивы в отношении сомнительных молодых людей. Более устойчивы в созависимых отношениях, где за восхищение собою женщины готовы отдать все, что у них есть. Такие девочки более защищены, у них более сильный иммунитет к насилию и разрушительным формам созависимости. Они будут выбирать лучшего мужчину. В таких девочках возникает смелость выбрать хорошего мужа. Те, у кого не было подобного воспитания, изначально находятся в позиции «я недостойна хорошего мужчины». Они будут выбирать кого-то «похуже», «послабее», чтобы хотя бы с ним как-то самоутвердиться. Женщина, у которой есть чувство собственного достоинства благодаря папе, не будет разменивать себя. Она не позволит по отношению к себе хамства, грубости, насилия, сразу уйдет из этих отношений.
Если папа, наоборот, до пяти лет пренебрегал дочерью, игнорировал, не видел... Еще хуже часто одергивал, оскорблял, шутил на темы, связанные с телом, – «лицом не вышла», «неряха», у нее вообще не сформируется личного достоинства. В этом случае, вырастая, девушки чаще попадают в отношения, полные насилия, ведь они изначально в них выросли. Для них это «норма», которая почему-то причиняет страдания. Потому что на самом деле это не норма. Это деструкция.
– А если папы нет в постоянном наличии?
– Первый человек, который поможет девочке стать истинной женщиной и радоваться этому, – это мужчина: папа, дедушка, дядя. Мама, в свою очередь, показывает, как это – быть женщиной – от внутреннего ощущения до ролевых предписаний. Дочь смотрит на нее и идентифицируется с ней. Какая энергия, образ и стиль жизни, способы отношений у мамы – то и будет воспроизводить девочка.
– Тоже до пяти лет?
– Конечно, важно все детство. Все время, пока ребенок находится в семье.
– Может, мама до пяти детских лет – сама ребенок, а потом вдруг взрослеет и начинает меняться. Как это отразится на дочери?
– Положительно. Детская психика стремится компенсировать все травмы, которые случились ранее. Если мама находилась в тревоге, в неуверенности, боялась чего-то, позволяла по отношению к себе насилие, манипуляции – девочка воспримет это как норму жизни. Меняя что-то в себе, мама автоматически будет менять это и в дочери. Если мама испытывает дискомфорт в своей роли женщины, девочке тоже будет сложно. Она не понимает, делать ей на женственность ставку в своей жизни или не делать. Ведь каждая девочка рано или поздно принимает решение – какой женщиной ей быть. В это вкладывается множество установок, которые несут родители в семье. В одних семьях считается, что быть женщиной – значит быть покорной, послушной и брать всю ответственность за происходящее в отношениях на себя. В других быть девочкой – то есть быть эмоциональным центром семьи, за всех переживать обязательно. Если этого не делаешь, ты не женщина вообще. Детям передается священное знание их родителями, которые для них являются самыми значимыми людьми. Оно может транслироваться с позитивом или негативом, но сразу усваивается, на подкорку ложится ребенку. И для маленького человека это превращается в программу, в жизненный сценарий. Часто из-за этого женщина не может стать успешной...
– ...она не будет стремиться к этому?
– Например, да. Или не будет рассматривать череду своих достижений в жизни через призму успеха. Не будет в принципе отслеживать свои успехи, потому что уровень самооценки ей этого не позволит. Получается, что семейные установки «рулят» жизнью повзрослевших мальчиков и девочек. Они могут сопротивляться, чувствовать, что им это не нравится, но при этом все равно выполнять.
– Таким образом, родителям следует сосредоточиться на возрасте дочери от рождения до пяти лет?
– Им следует сосредоточиться гораздо раньше. Часто у девочек возникает сбой идентичности со своим полом, когда в семье хотят мальчика. Хотели мальчика – родилась девочка. А она уже в животе знала, что ждут-то другого. И поведение ребенка следует определенным законам психики. Она готова свою жизнь выстроить так, чтобы соответствовать ожиданиям, желаниям своих родителей. Девочка пытается стать мальчиком – она с папой везде. Но не как девочка, а как сын. Как компаньон, партнер, она с ним вместе рыбу ловит, сколачивает табуреты. И папа, который все это с ней делает, в сущности, участвует в формировании мощнейшего внутреннего конфликта, который у дочери проявится с подросткового возраста. Когда нужно будет выстраивать отношения с противоположным полом, а она не знает, кто она, мальчик или девочка. В воспитании есть много факторов, из-за которых ребенок может быть дезориентирован.
Мужчине легче, когда рядом неуверенная женщина
– Мне кажется, настоящую женщину всегда можно узнать по тому, что она находит на себя время, ухаживает за собой.
– Думаете? Можно ходить к парикмахеру, делать маникюр и массаж лица. Можно тело подтянуть, здорово же? Это внешние клише, стандарты, по которым мы сверяемся. Если соответствую им, значит выгляжу более женственно. А что происходит внутри? А внутри может сидеть упорный мужчина, который командует: «Хорошо. Поставим задачу: сделаем прическу, сделаем ноготки, все у нас будет! Чтобы что? Чтобы на лопатки всех укладывать…» Это находится весьма далеко от женственности, поверьте. Важно понять, кто внутри меня наводит эту красоту, есть ли внутренний конфликт, ощущение напряжения, дискомфорта. Женственность – это естественное внутреннее состояние, связанное с наслаждением от всего, что женщина делает, удовольствием, покоем. Это сила, энергия.
– Говорят, сила женщины – в ее слабости.
– Я согласна. Но какой нужно обладать внутренней энергией, чтобы разрешить себе показать слабость в нашем обществе! Истинные женщины всегда игнорировали сложившиеся в обществе порядки и устои в отношении стереотипов «какой должна быть женщина». Я такая, какая есть. Каким бы мир вокруг меня ни был. Такая верность себе чрезвычайно важна. Мнение, что женщина податлива и готова приспосабливаться, неверно. Это совсем не так. Женщина менее изменчива, чем мужчина.
– Совсем не стереотип.
– Вы правы. На самом деле мужчина более адаптивен к женщине, чем женщина – к мужчине. Пресловутая женская гибкость больше заключается во внешних моментах: где-то промолчать или где-то проявиться. Но внутренняя суть женщины неизменна. А мужчина, когда выбирает ее и становится рядом с ней – вынужден меняться. С этого момента начинается его огромная работа над собой для того, чтобы соответствовать ей. Мужчина с разными женщинами ведет себя по-разному. А женщина с разными мужчинами одна и та же. Женственность – не бесформенная жидкость, которая должна занимать форму любого сосуда, в который ее нальют. Женщина – это и есть сосуд, который придаст форму всему, что в нее попадает.
Женщина не бывает гибкой внутри, она такова, какая есть. Ее природа питает. Она берет энергию от всего вокруг – от мира, от земли. А мужчина – от женщины. Поэтому, чтобы брать, ему приходится приспосабливаться к ней. Когда мужчины начинают совершать поступки, не свойственные им ранее, – это и есть показатель их изменений.
– Что в таком случае заставляет нас просить у подруг лабутены и приклеивать перед свиданием искусственные ресницы? Мы стремимся выглядеть женственными.
– Женственность – это не состояние быть в фартуке, на каблучках, с прической, всегда заботливой и улыбающейся. Это фальшь, если женщине при этом дискомфортно. Это скорее состояние соответствия критериям удобства, которое означает, что половая принадлежность используется для адаптации в нашем очень мужском обществе. Общество патриархально. Мужчины испокон века формулируют, с какими женщинами им удобнее. Все существующие своды правил – не про истинную женщину. Истинных женщин в средние века жгли на кострах, чтобы они не разрушали формирующиеся стереотипы. А вся религиозная начинка, общественная идеология и прочее стремилось к тому, чтобы женское начало в женщине убрать как можно дальше, потому что оно было опасно. Мужчине легче, когда женщина рядом с ним не уверена в себе, занимая по отношению к нему эмоционально зависимую или материнскую позицию. Материнская позиция жены означает ее готовность принимать его таким, каков он есть, с любым поведением. Мама все примет, все простит… В таком случае ему не придется работать над собой и что-то в себе постоянно менять, можно даже деградировать... Материнская любовь безусловна, женская любовь условна – ее нужно заслуживать, взращивая в себе истинную мужественность.
«Дому-2» не помешал бы психолог
– Валерия, обсуждению внутреннего мира женщины посвящены многие шоу на телевидении. Вы как психолог видите в этом позитивное начало?
– В основном все ток-шоу, которые идут по центральным каналам, транслируют стереотипы и шаблоны, исторически сложившиеся общепринятые нормы и стандарты. Они существенно нагружают восприятие и эмоциональное состояние зрителя, закрепляют в его сознании некую правильность общепринятого. Как известно, то, о чем говорят с экрана, далеко не всегда является здоровым и полезным. На мой взгляд, если у тебя не укрепилось внутреннее сознание, собственная позиция, лучше это не смотреть.
– Скажем, молодежь, у которой внутреннее сознание только формируется, годами с трепетом следит за развитием взаимоотношений в «Доме-2»...
– Здесь важно понимать – что я ищу, когда смотрю за происходящим там. Если молодежь смотрит это, значит там есть нечто нужное и важное. В частности, тема отношений. Можно сказать, эта программа повышает компетентность молодежи в вопросах построения отношений. Как это – быть в отношениях, что это такое. Увиденные истории можно соотнести с собственным опытом и, например, увидеть, что «не только со мной такое было».
– То, что происходит по ту сторону экрана, воспринимается как некий образец?
– Скорее как некий вариант. В «Доме-2» создается много искусственных, симулированных ситуаций, чтобы привлечь внимание публики. Если в жизни участников шоу все будет ровно, гладко и однообразно – смотреть не будут. Поэтому перед зрителем оказывается целый набор всевозможных характеров и ситуаций.
– Они все какие-то неустойчивые…
– Согласна. В такой проект не пойдут здоровые, уверенные в себе люди, им это не нужно. У них базовые потребности удовлетворены. Те, кто там есть, составляют неустойчивую, патологизированную среду, если смотреть с психологической точки зрения. В чем плюсы таких передач? Перед нами оказываются разные пары. Их много, соответственно, много вариаций человеческих отношений. Можно посмотреть, что повлечет за собой то или иное поведение. Какие коммуникации рождают конфликты. С улыбкой можно сказать, что если бы после каждой такой передачи шел профессиональный анализ, в котором специалисты давали обратную связь, – цены бы не было программе.
– Есть ли у девушек из этого шоу вероятность без помощи специалиста прийти к внутренней гармонии? В частности, той, что вы обозначили как женственность?
– В той или иной мере каждая женщина это делает. В каждом из нас заложено стремление к здоровью, психологическому в том числе.
– А женственность – это психологическое здоровье?
– Конечно. Если ты родилась женщиной, это твоя сила, твое здоровье. Это дает настолько много ресурсов, что грешно отказываться от них. Чем полезны психологи – они помогают задать нужные вопросы самой себе и помочь прийти к нужному состоянию кратчайшим путем. Истинная женственность определенно стоит того, чтобы раскрыть ее в себе и насладиться всеми красками жизни.