Кинопремию «Оскар» можно обвинять в политизированности, называть устаревшей и предрекать скорый закат, но она все равно остается главным событием кинематографа за минувший год. И не важно, кто вы – тонкий ценитель артхаусных лент или любитель взрывов и зубодробительных драк, каждый зритель желает знать, кому достанется заветная статуэтка. Поэтому 29 февраля весь мир затаит дыхание на словах «And the Oscar goes to…». Но на самом деле неожиданностей на 88-й церемонии вручения будет крайне мало. Особенно если вы в курсе того, в каком ключе выдался прошедший киносезон, ведь именно в этом году Леонардо ДиКаприо наконец получит свой «Оскар».
ДиКаприо как никогда близок к «Оскару»
Похоже, это все-таки произойдет – миллионы шуток и мемов о неудачах Лео в погоне за золотой статуэткой станут историей. Правда, есть подозрение, что появятся новые и уже на тему долгожданной победы. Например: а на что способен ты ради «Оскара»? Ради него в «Выжившем» ДиКаприо ел сырую рыбу и печень бизона, плавал в ледяной воде, ползал по сугробам и даже голышом спал в теле лошади. Ладно-ладно, пускай лошадь была искусственной моделью, зато какой реализм! Короче говоря, члены американской киноакадемии вовремя поменяли свое мнение об игре Лео, иначе даже страшно представить, на что бы он пошел в следующем фильме ради награды.
Если говорить серьезно, то существует несколько причин, почему самый популярный актер XXI века наконец осуществит главную мечту своих фанатов в этом году. Первая и главная – отсутствие конкуренции. С Лео никто не смог поспорить ни за одну значимую награду в сезоне, он с самого начала был фаворитом и брал призы пачками. Кроме того, герой ДиКаприо в «Выжившем» – это физически сложная роль для самого актера. К чему киноакадемики испытывают какое-то особое почтение, без шуток. И наконец, немаловажным фактором успеха является почти полное отсутствие реплик у его героя. Актер играет только глазами: за все два с половиной часа он произносит лишь несколько фраз, показывая свои страдания через невербальное эмоции. А теперь вспомните предыдущие роли ДиКаприо, того же «Волка с Уолл-стрит» с кучей монологов и истерик. Очевидно, что неразговорчивый Леонардо нравится киноакадемикам намного больше.
«Оскар» за лучшую мужская роль
Кто выиграет: Леонардо ДиКаприо
Кто может выиграть: Майкл Фассбендер
Кто должен выиграть: Майкл Фассбендер
Как ни крути, единственным возможным конкурентом Лео в борьбе за награды должен был стать Майкл Фассбендер с его гениальным актерским перевоплощением в фильме «Стив Джобс». Для роли он полностью изменил свою походку, жесты с мимикой и даже голос. Но фильм с треском провалился в прокате и не снискал почета у критиков. Говорить же о типичных кривляньях Эдди Редмэйна второй год подряд просто смешно.
Кстати, среди фанатов актера до сих пор принято считать, что история конфликта Лео ДиКаприо и членов американской киноакадемии началась в 1998 году, когда после триумфа «Титаника» актера даже не номинировали. Он затаил обиду и отказался приезжать на одну из следующих церемоний. А киноакадемики в ответ решили игнорировать восходящую звезду, изредка отмечая его номинациями под давлением общественности. Правда, сам Лео публично категорически отрицает какие-либо разногласия и одержимость статуэткой. Но его эмоции при получении очередной награды явно говорят об обратном. Тем более на «Оскар» актер давно наработал, и шестая по счету номинация обязана стать удачной, иначе действительно придется браться за роль президента России.
#ОскарТакойНеТолерантный
Если отсутствие темнокожих номинантов в актерских номинациях на предыдущем «Оскаре» афроамериканцы еще со скрипом смогли вытерпеть, то теперь всё. Первой молчание нарушила жена популярного актера Уилла Смита Джаде Пинкетт-Смит, призвав бойкотировать церемонию 2016 года. К слову, ее расстройство вполне можно понять – мужа отметили номинацией на «Золотом глобусе», но позабыли на «Оскаре». А после этого еще и позвали Уилла вручать награду в одной из категорий – просто неслыханная дерзость белых людей.
В поддержку униженных и оскорбленных тотчас выступили режиссер Спайк Ли, актеры Джордж Клуни и Марк Руффало. Позже подключился британский актер Иэн МакКеллен, заявив о дискриминации премией еще и гей-сообщества. Из-за чего совсем не толерантной американской киноакадемии ничего не оставалось, кроме как выступить с заявлением о будущих реформах в количестве номинаций и расовом составе членов. На данный момент в американской киноакадемии больше шести тысяч членов. Из них 94% – белые, что явно не устраивает противников «белого Оскара». А значит, старую премию, при всех ее плюсах и минусах, мы больше не увидим. В отличие от увеличения числа возможных чернокожих обладателей статуэток в следующем году.
«Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана
Кто выиграет: Сильвестр Сталлоне, «Крид: Наследие Рокки»
Кто может выиграть: Марк Рэйленс, «Шпионский мост»
Кто должен выиграть: Марк Руффало, «В центре внимания»
Руффало – единственный, кто запоминается из когорты журналистов, британец Рэйленс больше известен театральными ролями, но в работе Спилберга великолепно передал образ советского шпиона. Те, кто проголосует за Слая, не только выросли на его фильмах, но и поддержат темнокожую братию. Именно отсутствие в списке номинантов главного героя нового «Рокки» часто припоминают киноакадемии.
Пикантная деталь церемонии этого года заключается еще и в том, что ее ведущим будет темнокожий комик Крис Рок. В Интернете сразу же начали призывать Рока отказаться от должности и поддержать собратьев по несчастью. После чего шоумен объявил о том, что просто перепишет сценарий выступления. Кстати, в микроблоге Twitter мгновенно набрал популярность хештег #OscarsSoWhite (такой белый «Оскар»). Возможно, просто кто-то давно не пересматривал «12 лет рабства».
Без чего мультипликаторам не жить
Если на прошлом «Оскаре» честь российского кинематографа отстаивал скандальный «Левиафан» Звягинцева, то в этом году наша страна представлена в номинации за «Лучший короткометражный анимационный фильм». И присутствие в шорт-листе работы мультипликатора Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» действительно стало приятным сюрпризом.
Чтобы 15-минутная история о двух друзьях, которые мечтают о покорении космоса, увидела свет, автору понадобилось больше четырех лет. Мультфильм имеет больше 60 международных наград при практическим почти полном отсутствии финансовой поддержки со стороны государства. Что вполне может сыграть в минус на «Оскаре». Бронзит уже с досадой высказался о равнодушии Министерства культуры РФ к авторам проектов, которые представляют страну на международных премиях. Поскольку без личного пиара и спецпоказов на «Оскаре» сыскать расположение киноакадемиков сложно не только кинолентам, но и известным актерам.
«Оскар» за лучшую женскую роль
Кто выиграет: Бри Ларсон, «Комната»
Кто может выиграть: Сирша Ронан, «Бруклин»
Кто должен выиграть: Бри Ларсон, «Комната»
Равных Ларсон по игре в этом году не было. Актриса показа всю гамму эмоций за два часа в одном из самых недооцененных фильмов года. Открытием сезона является неожиданно повзрослевшая Сирша Ронан.
Традиционно категории короткометражных работ на «Оскаре» являются самыми непредсказуемыми, поэтому шансы на заветную награду у отечественного режиссера все равно есть. Стоит отметить, что Константин Бронзит уже был отмечен номинацией на «Оскар» в 2009 году за короткометражный мультфильм «Уборная история – любовная история».
Все новое – это хорошо раскрученное старое
Прошедший год в мире кинематографа продолжает намеченную тенденцию увеличения числа сиквелов и ремейков известных франшиз. Долгожданные продолжения фильмов «Терминатор», «Парк Юрского периода», а также новая часть «Звездных войн» показывают, как легко можно заработать сотни миллионов долларов, сыграв на ностальгии зрителей. Либо в Голливуде действительно наступил кризис идей, либо проще подать старое новой обертке, а уж какое будет качество – вопрос вторичный. Другое дело, что на фоне вышеописанных блокбастеров как никогда выделяется «Безумный Макс: Дорога ярости», который полюбили в этом году абсолютно все.
«Оскар» за лучшую женскую роль второго плана
Кто выиграет: Алисия Викандер, «Девушка из Дании»
Кто может выиграть: Кейт Уинслет, «Стив Джобс»
Кто должен выиграть: Дженнифер Джейсон Ли, «Омерзительная восьмерка»
Киноакадемики продолжают поощрять молодые дарования, и в победе Алисии никто не сомневается. Уинслет выдала очередной мощный перфоманс, но Дженнифер Джейсон Ли в образе жестокой сволочи Дейзи Домергу просто прекрасна.
Заслуженному мэтру режиссуры Джорджу Миллеру потребовалось целых 20 лет на то, чтобы вернуть Безумного Макса на экраны кинотеатров. Но теперь уже без харизматичного Мэла Гибсона, а с молчаливым Томом Харди и прекрасной Шарлиз Терон. Этот фильм в действительности можно назвать личной отдушиной австралийского режиссера: кропотоливая работа над сценарием, гримом, костюмами, декорациями и потрясающим визуалом. Сложно поверить, что в ленте задействовано минимум компьютерной графики, а весь экшен строится на безупречной каскадерской работе.
Возвращение культового детища Миллера оценили по достоинству абсолютно все – критики завалили наградами и наряду со зрителями объявили фильмом года, а киноакадемики с легкой руки отдали целых десять номинаций на «Оскар». Правда, в лучшем случае четвертый Mad Max довольствуется лишь пятью статуэтками. Не смотря на всеобщее признание, «Безумный Макс» пока еще неформат для победы в номинации за «лучший фильм». Все-таки, мы живем не в идеальном мире. А пока остается только дожидаться продолжения, ведь старичок Джордж Миллер на своем примере показывает, как нужно снимать блокбастеры не для детей.
– Я фаворит! – Нет, я фаворит!
В любом случае, этот киносезон запомнится даже не первым «Оскаром» ДиКаприо, не киноакадемиками-расистами и не возвращением старых героев на киноэкраны, а тем, что фаворит за звание лучшего фильма года менялся в этом киносезоне целых три раза. С самого начала явным обладателем статуэтки Best Motion Picture многие видели фильм «В центре внимания». Он получал очень высокие оценки кинокритиков и больше всего подходил под формат серьезной и актуальной ленты нашего времени. Все-таки журналисты, которые выводят на чистую воду похотливых священнослужителей, всегда вызовут одобрение общественности. Но затем резко вмешалась Гильдия продюсеров США (Producers Guild of America Award), отдав свой приз ленте «Игра на понижение».
Возникает закономерный вопрос: почему эта премия имеет хоть какое-то значение? Во-первых, предыдущие восемь лет подряд ее победители побеждали на «Оскаре» в категории «Лучший фильм», а во-вторых, вам просто стоит понять одну простую вещь: люди, которые голосуют в Гильдии продюсеров, являются еще и членами американской киноакадемии. Таким образом, почти у каждой категории кинопремии есть своя гильдия. Будь то гильдия киноактеров, операторов или сценаристов. И их выбор показывает, как эти же люди будут отдавать свои голоса уже на «Оскаре». Именно поэтому победители Гильдии киноактеров США (Screen Actors Guild) – всегда главные фавориты в актерских номинациях. Исключения, конечно же, бывают, но они лишь подтверждают правило.
«Оскар» за лучшую режиссуру
Кто выиграет: Алехандро Гонсалес Иньярриту, «Выживший»
Кто может выиграть: Джордж Миллер, «Безумный Макс: Дорога ярости»
Кто должен выиграть: Джордж Миллер, «Безумный Макс: Дорога ярости»
Обе работы очень сильные, качество фильма напрямую зависело от умелой и талантливой режиссуры. Но мексиканцу далеко до себя прошлогоднего, а австралиец по-настоящему тряхнул стариной, вернувшись в большое кино спустя 17 лет.
Если говорить об «Игре на понижение», то в подобном выборе тоже можно найти логику. Звездный актерский состав во главе с Райаном Гослингом, Кристианом Бэйлом и с Брэдом Питтом еще и в качестве продюсера ленты. Злободневная тема мирового финансового кризиса и неплохие кассовые сборы. Большинство тотчас же поставило на фильм все свои сбережения, предрекая итоговые три-четыре «Оскара», что для последних победителей кинопремии – норма. Но в начале февраля все изменилось, и на Олимп взгромоздился новый фаворит – суровая драма «Выживший».
Фильм мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту не имел такого же восторга у критиков, как его же триумфатор предыдущего сезона – «Бердмэн». Ленту сдержанно хвалили, предсказывали парочку номинаций и кассовый провал из-за раздувшегося за время съемок бюджета (С 65 до 135 миллионов долларов. – Прим. авт.). Но все получилось иначе – фильм скопом уносит главные награды «Золотого глобуса» и «БАФТЫ» (Британская академия кино и телевизионных искусств. – Прим. авт.), получает целых 12 номинаций на «Оскаре-2016» и зарабатывает в прокате более 300 миллионов долларов, кстати, не в последнюю очередь благодаря ДиКаприо. В конце концов Иньярриту второй год подряд получает награду Гильдии режиссеров Америки (Directors Guild of America), чего никогда не происходило за всю ее историю. А лауреат этой премии в 70% случаев выигрывал не только режиссерский «Оскар», но и брал награду за «Лучший фильм».
Мексиканец Эммануэль Любецки может стать первым оператором в истории кинопремии, который выиграет третий «Оскар» подряд.
Фото Jaguar PS / Shutterstock.com
Таким образом 52-летний Иньярриту, отхвативший в прошлом году три статуэтки, имеет реальную возможность стать живым классиком, увеличив их число до пяти. Теперь единственным аргументом тех, кто не верит в безоговорочную победу «Выжившего», является то, что два раза подряд победить на «Оскаре» могут только гении. Но, как говорится, история творится на наших глазах, а уж в год, когда Леонардо ДиКаприо является фаворитом на «Оскаре», возможно абсолютно все. Кроме разве что третьего сценарного «Оскара» у Квентина Тарантино, которого, видимо, попросту забыли номинировать.
Прогноз на «Оскар»-2016
Лучший фильм: «Выживший»
Лучший режиссер: «Выживший»
Лучшая мужская роль: Леонардо ДиКаприо, «Выживший»
Лучшая женская роль: Бри Ларсон, «Комната»
Лучшая мужская роль второго плана: Сильвестр Сталлоне, «Крид: Наследие Рокки»
Лучшая женская роль второго плана: Алисия Викандер, «Девушка из Дании»
Лучший оригинальный сценарий: «В центре внимания»
Лучший адаптированный сценарий: «Игра на понижение»
Лучший монтаж: «Безумный Макс: Дорога ярости»
Лучшая операторская работа: «Выживший»
Лучшее художественное оформление: «Безумный Макс: Дорога ярости»
Лучшие костюмы: «Безумный Макс: Дорога ярости»
Лучший грим и прическа: «Безумный Макс: Дорога ярости»
Лучшая музыка к фильму: «Омерзительная восьмерка»
Лучшая песня: Til It Happens to You – Lady Gaga & Diane Warren, «Зона охоты»
Лучшие визуальные эффекты: «Безумный Макс: Дорога ярости»
Лучший звук: «Выживший»
Лучший монтаж звука: «Выживший»
Лучший анимационный фильм: «Головоломка»
Лучший фильм на иностранном языке: «Сын Саула» (Венгрия)
Лучший документальный фильм: «Эми»
Лучший короткометражный игровой фильм: «Шок»
Лучший короткометражный анимационный фильм: «Мир будущего»