Присуждение Нобелевской премии по литературе за 2013 год состоялось 10 октября. На этот раз восемь лимонов шведских крон (или 1,2 лимона в долларовом эквиваленте) перекочевало в кошелек канадской писательницы Элис Мунро, которая стала 13-й женщиной, получившей литературную Нобелевскую премию. Всего же лауреатов в этой категории было 110 человек (вместе с Мунро), что говорит о довольно невысоком проценте женщин-писательниц, которые могут писать как надо. Ведь Нобелевская премия по литературе присуждается писателю, чьи произведения, по словам академиков, приближаются к идеальным.
Вот и 82-летнюю Элис Мунро часто называют Чеховым в юбке и мастером современной новеллистики. Это вам не по 20 детективных романов в год выпускать! Тут надо сесть, подумать… А мужчины не очень любят задумчивых женщин. Наверное, поэтому путь женщины-писателя труден и тернист.
Писательница первая моя
Речь в фильме «Мисс Поттер» пойдет не о маме Гарри Поттера, (хотя да, Джоан Роулинг говорила, что дала фамилию своему персонажу в честь любимой детской писательницы), а о жизни английской сказочницы конца XIX века Беатрикс Поттер. Конец позапрошлого века – это важно! Это время, когда девушки думают только о выгодном замужестве, а после замужества – о светских раутах, а после появления детей – о выгодных браках для детей… В общем, жизнь идет по накатанному пути, но Беатрикс решает бросить вызов традициям викторианской Англии. О том, куда может завести девушек с большим воображением их свободомыслие – сей фильм.
Желаемое за действительное
Фильм «Искупление» о том, как плохо говорить неправду, и о том, что совесть – самый строгий судья. В общем, началось все с того, что в одной богатой английской семье девочки имеют свои забавы. Младшая – 13-летняя Бриони – пишет пьесы, старшая – Сесилия – крутит шашни с Робби, сыном прислуги. Младшей не нравится Робби, и, когда ее кузина Лола становится жертвой насильника, Бриони свидетельствует против Робби. Дальше события накручиваются, как снежный ком, и жизнь разделяет не только влюбленных, но и сестер. С возрастом Бриони понимает: то, что она приняла за насилие, не было таковым, и ищет возможности попросить прощения у Робби и у сестры, но паровоз, как водится, уже ушел. Но поскольку Бриони стала писательницей, то на страницах ее романов возможно все – в том числе и долгожданное примирение.
Герой не моего романа
А вот фильм «Полусвет» как раз о том, что аккуратнее надо быть с тем, о чем пишешь. А то материал как оживет! Впрочем, разве это испугает писательницу ужастиков Рэйчел Карлсон? Много кошмарных картин за время творчества перемусолила она у себя в голове, но лишь одна выбила ее из колеи – смерть пятилетнего сына. Кое-как оправившись от потери, Рэйчел отправляется отдохнуть и поправить пошатнувшееся здоровье подальше от цивилизации – в рыбацкую деревушку, где и начинает понимать, что чердак у нее засвистел. В общем, реальность становится вымыслом, вымысел – реальностью, и распутать этот клубок может только ум, который привык эти клубки запутывать.
Плывите, Шура, плывите
В фильме «Бассейн», к слову, снятом Франсуа Озоном, английская писательница Сара Мортон тоже сталкивается с сюжетом, который выходит из-под контроля. В поместье своего издателя Сара пытается писать новый детективный роман, но ей все время мешает Жюли – юная дочурка хозяина виллы. Она таскает в дом мужиков, каждый из которых соблазнительней предыдущего, она загорает голышом, постоянно рассказывает писательнице, которая, между нами, дама в возрасте, о своих фантазиях. Короче, всячески препятствует творческому процессу. До тех пор, пока в бассейне не обнаруживается окровавленный труп. Для детективной писательницы это самое оно – готовый сюжет. Просто записывай – не хочу! Но у Озона не все так просто, мы же помним…
Пусти козла в огород
«Алекс и Эмма» – фильм о том, как опасно посвящать женщин в творческие планы.
Молодой писатель Алекс сильно проигрался в карты и задолжал кругленькую сумму кубинской мафии. Единственный способ избежать плачевной участи кормить рыб – представить издателю новый забойный роман и попросить за него нехилый задаток. Песня, как водится, пока еще зреет, и Алекс нанимает стенографистку Эмму Динсмор, чтобы хоть так ускорить процесс написания.
Поначалу Эмма просто записывает под диктовку, потом начинает критиковать сюжетные линии – и вот уже Алекс оглянуться не успевает, как девица пишет роман за него, лихо закручивая сюжет. Чтобы не выпускать дело из рук, Алекс вынужден вместе со своей стенографисткой разбираться в тонкостях любовного треугольника будущего романа.