Без преувеличения можно сказать, что смерть Андрея Панина потрясла всю страну. Он был как раз из тех актеров, которые знаменуют собой целую эпоху кинематографа. Панин ознаменовал 90-е и 2000-е. Сыграв без малого в сотне картин, он запомнился нам не как какой-то один герой, а как целая плеяда людей, разных по характеру, социальному статусу и миропониманию. Кого бы ни играл Андрей Владимирович, он всегда оставался честен со зрителем, не приукрашивая и не выпячивая своего героя. Потому-то его персонажам верили. Потому-то они всегда оставляли эмоциональный отклик у зрителя.
Конечно, есть у Андрея Панина свой список топ-грейт – картин, которые сделали его знаменитым. Это и «Бригада», и «Водитель для Веры», и «Бой с тенью», и «Каменская». Но вспомнить хочется фильмы, с одной стороны, малораскрученные, но с другой – очень показательные, где талант актера сверкал новыми гранями.
Спартак и Калашников
В центре внимания – 13-летний воспитанник детдома Шурка Калашников. Подросток, у которого в этом мире нет никого роднее овчарки по кличке Спартак. Ни один взрослый, ни один сверстник не понимает этого брошенного ребенка лучше, чем пес. И вместе они сумеют выстоять под напором жестокого мира, какие бы формы он ни принимал.
Андрей Панин, играющий директора детдома Марата Ивановича, показывает нам непростого человека. С одной стороны, Марат Иванович озабочен судьбой воспитанников, хочет, чтобы они выросли порядочными людьми, честными, трудолюбивыми, законопослушными. Но с другой – сам он вынужден ломать свои же принципы под напором обстоятельств, пренебрегать честью, нарушать законы.
Летний дождь
Два молодых и талантливых хирурга Сергей и Дима работают в одной из лучших больниц Москвы, но тем не менее мечтают открыть собственную клинику. Однако рутина на работе и водоворот романтических отношений закручивает жизни двух друзей в тугую спираль. Никто из них не готов разорвать этот порочный круг, однако рано или поздно это все равно случится.
Романов, герой Панина, персонаж более чем эпизодический, однако настолько цельный и понятный зрителю, что запоминается едва ли не сильнее главных героев. А его фразу: «Вы же не бизнесмены, а врачи. Займетесь бизнесом – перестанете быть хорошими врачами, увлечет», – цитируют едва ли не все, кто писал в Интернете рецензию на данную картину.
Обреченные на войну
Фильм снят по повести Василя Быкова «Пойти и не вернуться» – и это уже большой плюс к самой картине. По сути, это история современных Ромео и Джульетты, которые полюбили друг друга, но быть вместе не могут – слишком разные у них взгляды на происходящее. А происходящее непростое: война, смерть, борьба чувства с долгом.
Собственно, выбор у героев небольшой: можно укрыться в глуши, на хуторе поляка Стефана, играет которого Андрей Панин, и вздрагивать от каждого шороха, а можно с головой кинуться в гущу событий и отдать жизнь за свободу Родины. Одиночкам такой выбор дается легко, но когда человек любит и любим, выбор становится мучительным.
Морфий
Смутный 1917 год, революция, надежды и их крушение. Именно в такое время заблудшие души отчаянно ищут поддержки, как молодой доктор Поляков, приехавший в уездный город N. Случайно заразивших дифтеритом от умирающего пациента, он понимает, что его конец не только близок, но и мучителен. Поэтому он, чтобы притупить боль и чувство страха, начинает принимать морфий. Болезнь убивает доктора физически, наркотики – морально.
Примечательно, что известный режиссер Алексей Балабанов взялся за работу над картиной, потому что сценарий к ней по мотивам Булгаковских «Записок юного врача» написал Сергей Бодров-младший. Очень интересно в картине поднимается тема наркомана – в непривычных для нас реалиях начала прошлого века. Угасание личности врача видят все, кроме него самого, и каждый пытается спасти доктора – и его влюбленная в него Анна Николаевна, и его наставник, мудрый фельдшер Анатолий Лукич (Андрей Панин).
24 часа
Профессиональный киллер Феликс однажды попадается в ловушку, в которую рано или поздно попадаем все мы: однажды жажда быстрой и легкой наживы заглушает инстинкт самосохранения. И вот Феликс вопреки предостережениям убивает некоего «нефтяника». И почти сразу жалеет об этом, потому что на него тут же объявляют охоту, пуская по его следу не менее профессиональных киллеров – Леву Шаламова (Андрей Панин) и его брата Гарика. И у Феликса, и у братьев есть только 24 часа. У первого – чтобы сбежать незамеченным на тропический остров, где его ждут любимая женщина и деньги за выполненный заказ. У вторых – чтобы достать наглеца и отомстить за «нефтяника».