Новосибирские автоэкстремалы вернулись из уникальной экспедиции «Сибирский марафон — Ангара-2009». Преодолено более 4000 километров пути, большая часть которого проходила через тайгу и болота. Во многих местах до этого летом вообще никогда не бывал автомобиль, считалось, что в это время года дороги Приангарья в принципе непроходимы для любой техники. В результате трофи-экспедиция из Новосибирска добралась до тех мест, которые после строительства Богучанской ГЭС навсегда уйдут под воду.
18 дней 8 экипажей штурмовали бездорожье в районе реки Ангара. Как говорят экстремалы, жители редких деревень смотрели на них, как на инопланетян. С ними все спешили сфотографироваться, наперебой предлагали продукты. Раньше считалось, что в летнее время преодолеть этот маршрут можно только по воздуху. Для руководителя группы Валентины Куликовой это уже десятая подобная экспедиция, но, как она говорит, таких сложностей еще не встречалось: «Особенность данной экспедиции в том, что она была очень разнообразна по препятствиям. Как правило, у нас либо идут одни броды, либо одни болота и так далее. Здесь было все! Ну разве что не летали».
Справка: «Трофи-экспедиция «Сибирский марафон» — старейшее в России мероприятие подобного рода, организуемое любителями автоприключений. Более десяти лет члены новосибирского клуба экстремальных путешествий Off Road Master каждый год отправляются в труднодоступные места. Например, в 2001 году путешественники на автомобилях прошли вдоль заброшенного Обь-Енисейского канала, а в 2007-м, в рамках экспедиции «Неизвестная Даурия» посетили нетронутые места Забайкалья и Маньчжурии.
В этом году «фишкой» путешествия было посещение десятка старинных деревень, которые в скором времени будут затоплены в результате запуска Богучанской ГЭС. А в селе Кежма путешественникам довелось поучаствовать в мероприятии под названием «Прощание с селом». Более 400 человек, бывших жителей, специально вернулись на свою родину, еще около полутора тысяч оставшихся здесь сельчан вышли на улицы. С одной стороны, это был праздник со всеми присущими ему атрибутами, вспоминает Валентина Куликова, — народные гуляния, историческая фотовыставка, фейерверк. А с другой стороны, немножко жутковато — ведь торжества проходят по поводу того, что село, основанное еще в 1665 году, скоро навсегда скроется под водой водохранилища.
Участок зимника Кодинск-Таежный-Кежма и стал самым сложным за все путешествие. 129 километров абсолютного бездорожья, море грязи и очередное первопрохождение, которое автоэкстремалы записали себе в актив. Бывало, что за день удавалось пройти всего несколько километров. Приходилось самим строить мосты через реки и отгонять любопытных медведей, которые ничего подобного в тайге не видели. Впрочем, и остальные отрезки пути не назовешь легкой прогулкой. Самая распространенная поломка — отказ лебедки на внедорожниках, ведь постоянно приходится вытаскивать из грязи застрявшие машины. Выдержка из путевых заметок одного из путешественников емко характеризует ежедневные будни: «Река Кода. Мост сгорел, завален топляком, берега размыты, брод невозможен. Строительство переправы продолжалось до полудня. К вечеру удалось добраться до поселка Таежный. Время поджимает — идем в ночное трофи. До утра продолжается бой с колеями, промоинами, ручьями. Дальше сложность пошла по нарастающей: двухкилометровый заболоченный участок на берегу Ангары обошли, прорубившись по лесу и по тракторной дороге. Уперлись в большое болото с двухметровым кочкарником и открытой водой. Километр пилили тайгу и строили гати».
Но самое неприятное, говорят в один голос путешественники, — это таежный гнус. От него не помогают никакие репелленты и мази.
Единственное средство — намазать все открытые части тела дегтем. «Мошкара нас так атаковала… они нашу палатку окружили и жужжали так сильно, что мы проснулись в 7 утра, что нам несвойственно», — вспоминает участница экспедиции Гульнара Ахтямова. Для нее это было первое подобное путешествие, и, как со смехом признается девушка, трудностей оказалось больше, чем она ожидала, но и положительных эмоций ей трофи принесло столько, что она и предполагать не могла. Экипаж Гульнары, состоящий из новичков, показал, по словам руководителя экспедиции Валентины Куликовой, лучший командный дух и был признан лучшим экипажем похода.
Отчет об экспедиции «Ангара-2009» клуб Off Road Master планирует заявить на участие в чемпионате России по экстремальному туризму. А участники трофи-рейда говорят: неправильно считать это финишем экспедиции. Когда машина в гараже, а ты дома под душем — это только промежуточный финал. Планы на следующий поход рождаются еще в пути. Но их суеверные путешественники пока не раскрывают.
Артем Шершнев
Фото Дарьи Староверовой