«Гарри Поттер» всегда был, прежде всего, увлекательной социальной игрой — способом единения, объектом дискуссий о чудесах раскрутки и случайности массовых маний, прекрасным источником курьезных новостей. То в США выпустят специальное издание в скучной обложке, чтобы взрослым было не стыдно читать в метро; то граждане благополучных стран с ночи выстраиваются в километровые очереди с номерками, чтобы первыми купить новую книгу Роулинг. Для пиратской России аналогом магазинных очередей были интернет-страсти вокруг выкладывания первых файлов — с синхронным коллективным переводом, с поспешными комментариями: «Прочитал первую главу! Ой, кажется, это фейк». Теперь финал известен. Гарри остался жив, Дамблдор оказался геем, — казалось бы, поставлена точка.
Но по-настоящему все закончится только через два года, когда выйдет последний фильм поттерианы («Дары смерти» разделили на две части, которые выпустят в 2010-м и 2011-м). Пока же Гарри по-прежнему главный ньюсмейкер — корреспонденту НГС.РЕЛАКС впервые в жизни пришлось стоять в очереди за билетами на утренний сеанс среди рабочей недели. Уже традиционно новый фильм оказывается мрачнее предыдущего — и дороже (бюджет 200 миллионов долларов). Поклонники поттерианы так и не дождались какого-нибудь «этакого» режиссера-визионера — «Принца-полукровку», как «Орден Феникса», снимал Дэвид Йетс, он же работает и над «Дарами смерти».
В Хогвартсе — кадровые перестановки. Снейп (Алан Рикмен) занимает должность преподавателя защиты от темных искусств. Профессором зельеварения становится единственный новичок шестого фильма — отставной профессор Гораций Слизнорт (Джим Броудбент — он играл хозяина «Мулен Руж» и папу Бриджит Джонс). В Хогвартсе новый профессор показывает себя большим снобом и любителем устраивать закрытые вечеринки.
Уже в самом начале — еще в магловском Лондоне — Гарри ловко клеит темнокожая официантка, — но все расстраивает Дамблдор, который позже извинится («Прости, что лишил тебя прекрасной ночи»). Гермиона горящими глазами из-за угла пожирает Рона, но никак не может пробиться через липкую оборону его истеричной поклонницы Лаванды. В ход идут афродизиаки в розовых бутылочках и дурной запах изо рта, чтобы защититься от нежеланных посягательств. Подросшая Джинни Уизли встречается с кем-то «распускающим руки», — Гарри воздерживается от нытья по этому поводу, потому что есть проблемы серьезнее.
Сказочный мир, который из старинных завитушек, диковинных зверюшек и типичных атрибутов британского уюта госпожа Роулинг в первых книгах строила, казалось, на века — а потом начала потихоньку попинывать фундамент, — в «Принце-полукровке» сносят бульдозерами. Все распадается, будущего нет, волшебные лавки на извилистой улочке, где когда-то ученики Хогвартса перед началом учебного года скупали всякие диковины, закрыты — темные витрины, мусор на полу (знакомая картина). Пожиратели смерти окончательно оформляются в мировую террористическую угрозу, устраивают погромы и поджоги, врываются в мир маглов, а безумная заводная кукла Беллатрикс (Хелена Бонэм Картер) хохочет, танцуя на обеденных столах оскверненного Хогвартса.
Последние фильмы поттерианы проходят по ведомству книжной иллюстрации, альбома с картинками, — и ждать от них соответственно стоит «правильных» героев, цепляющих деталей и чудес техники. Нет смысла придираться к развитию сюжета в фильме, в котором случайный зритель не поймет ровным счетом ничего. Шестой фильм, так же как и его предшественник, не слишком внятно рассказывает собственно историю — хотя бы эффектную фразу «Я — принц-полукровка» было бы неплохо слегка подготовить предыдущим действием.
Зато в отличие от скороговорки «Ордена Феникса» новый фильм концентрируется на создании атмосферы.
И эта атмосфера держит внимание на протяжении большей части немалого — два с половиной часа — хронометража. «Принц-полукровка» — это наименее сказочный фильм поттерианы. Не потому, что масштабных экшн-сцен тут действтительно меньше, чем в «Ордене Феникса». Здесь по-прежнему превращают профессоров в полосатые кресла, играют в квиддич и фехтуют на палочках, а близнецы Уизли смешно, но хватко руководят магазинчиком приколов. Но вместо натужной «чудесности» (взаправду она удалась только в «Узнике Азкабана») режиссер Дэвид Йетс выбрал безупречно подходящий тон — холодноватого взрослого взгляда на былую сказку, новой реалистичности серых стен и интерьеров в погрустневшем Хогвартсе. Когда-то под кроватью у Гарри пряталась кусачая живая книжка в старинном переплете — теперь за спиной у профессора Снейпа (которому уделено непростительно мало внимания) стеллаж с прозаичными и новенькими на вид научными трудами, и эта деталь выглядит на удивление точной и уместной.
Экспертиза
Кирилл Данилейко, сотрудник пресс-службы ООО «Топ-Книга» о продажах «Гарри Поттера»: «Можно уверенно сказать, что книги о Гарри входят в число бесспорных лидеров продаж — и если брать весь книжный ассортимент, и уж тем более если брать детскую литературу отдельно. Так, в топ-10 детской литературы по итогам первой половины июля пять мест (то есть ровно половину) занимают книги о Гарри Поттере (соответственно пять книг из семи — 2-я и 3-я почему-то до десятки заметно недотягивают), а собственно возглавляют этот список «Дары смерти». Также в лидерах — «Эрагон» Паолини, последняя книга Емеца о Мефодии Буслаеве — «Стеклянный страж», беллетризации сериала «Ранетки», книги серии «Прикольный детектив». Классика для поколения родителей сильно отстает — Линдгрен не попадает даже в сотню, в полусотню попадают Маршак (стихи и сказки), Драгунский, Жюль Верн, Марк Твен, Сент-Экзюпери. «Взрослые» конкуренты Гарри — последние книги Донцовой, Устиновой, Акунина, Лукьяненко, а также вся Стефани Майер и нескончаемая серия «Сталкер». Пик продаж пришелся на 13 октября 2007 года, когда состоялся официальный релиз «Гарри Поттера и Даров смерти».
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru