Российские премьеры этой недели — чуть ли не сплошь про автомобили. Выходит драма Клинта Иствуда, завершающего этой лентой актерскую карьеру, которая так и называется «Гран Торино». Но мудрость, которой делится американский кинопатриарх, немногие расслышат — ее заглушает рев моторов четвертого «Форсажа». В американском прокате «Форсаж-4» собрал 72 млн долларов в первый уик-энд. Пока это лучший результат текущего года — и лучший заработок в первые выходные проката для фильма про машинки вообще.
Чтобы разом ухватить столько денег, в четвертом «Форсаже» снова собралась старая команда из первой ленты серии, запущенной в 2001 году. Вин Дизель, так и оставшийся человеком из «Форсажа», несмотря на то что он пропустил «Двойной форсаж» и на минутку мелькнул в «Тройном», здесь снова полноправный главный герой. Пол Уокер снова пытается помериться с Дизелем харизмой. Джордана Брюстер и Мишель Родригес тоже вернулись (правда, Родригес — ненадолго). Режиссер Джастин Лин остался на гонках с предыдущей ленты — «Тройной форсаж: Токийский дрифт». Заявленный бюджет — 80 млн долларов.
Вселенная «Форсажей» — от первого до четвертого — ужасно любопытный с женской точки зрения мир. Даже зрительницы, вкусы которых не ограничены «Завтраком у Тиффани», теряются: неужели внутренний мир мальчиков действительно устроен именно так? «Форсажи» эксплуатируют прямо-таки анекдотические фантазии: о быстрой езде без страха и упрека (со стороны ГИБДД), о девушках, вся жизнь которых проходит в прогулках в бикини и лесбийских поцелуях (все для публики), и так далее, и тому подобное. И создают ролевые модели: найдется и для мальчиков-блондинов, и для мальчиков, простите, лысых, — модели, приблизиться к которым не удастся хотя бы по законам физики, но помечтать приятно.
Четвертый «Форсаж» хронологически располагается между вторым и третьим. Речь пойдет об одновременном внедрении героя Пола Уокера (которого до поры до времени загнали в костюм, галстук и жесткие инструкции агента ФБР) и героя Вина Дизеля в наркокартель в качестве курьеров. У Уокера мотивы — профессиональные, у Дизеля — месть за одну личную потерю. К тому же оба продолжают выяснять, кто из них круче.
Стрессовое собеседование для работы в наркокартеле — разумеется, гонки. Дуэльное оружие для выяснения отношений между давними соперниками Дизелем и Уокером — разумеется, гонки. Впрочем, «Форсажи», строго говоря, — не кино, а MTV (с другим бюджетом и другим разрешением экрана). Поэтому сюжет здесь всегда был только равнодушно-вежливым предлогом и особой сложностью не страдал — потому что главные здесь машины.
Справка: На съемках «Форсажа-4» было использовано 250 машин. В главных ролях: Dodge Charger 1970 года, Chevrolet SS Chevelle 1970 года — сотрудничают с Вином Дизелем. Nissan Skyline GTR 1988 года, Subaru WRX STi 2009 года — работают на Пола Уокера. А также Plimouth Road Runner 1970 года, Ford Gran Torino 1972 года, Porsche Cayman 2007 года — для остальных персонажей.
Можно поворчать, что создатели франшизы явно не ищут новых путей. Зато поклонники жанра предсказуемо получают ожидаемое — веселую поездку на знакомом аттракционе-симуляторе, отличие которого от предыдущих выпусков — только в деталях (которые ценитель, разумеется, незначительными не сочтет).
Можно также пожаловаться, что финальная гонка — не самая крутая и изобретательная в мире, но «Форсажи» всегда делали ставку не на изыски, а на драйв (за изысками можно обращаться к братьям Вачовски, которые изобрели автомобильное порно заново в «Спиди-гонщике» и были обижены и критиками, и сборами). Ну а что касается драйва и мощи, то корреспонденту НГС.РЕЛАКС показалось, что к четвертому «Форсажу» они все-таки стали пожиже, но рецепт изначально был гуще некуда. В любом случае, уже открывающая фильм инструкция по краже бензовозов — при всей простоте и следовании традициям старых боевиков — сразу затягивает. А эпизод, в котором героиня Мишель Родригес, глядя на стремительно валящуюся прямо на голову горящую цистерну, ласково и по-домашнему намекает герою Вина Дизеля, что пора бы уже наконец как-нибудь спасать положение, — просто чудесен уже не в техническом, а в человеческом плане. Вот и для девочек нашлась ролевая модель.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru