На этой неделе выбор кинопремьер на редкость хороший или, по крайней мере, многообещающий. В прокат вышли «Рок-н-рольщик» Гая Ричи и «Дорога перемен» — драма от режиссера «Красоты по-американски» Сэма Мендеса с любовно спевшимися еще в «Титанике» Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. И, наконец, «Операция «Валькирия» — исторический триллер, в котором Том Круз сыграл одноглазого и однорукого хорошего нациста, посвятившего себя подготовке покушения на Гитлера. Покушение готовится под руководством режиссера Брайана Сингера («Обычные подозреваемые», «Люди Х»), бюджет операции — около 80 млн долларов.
Фильм открывается первой и последней боевой сценой — воздушной атакой на солдат вермахта в песках Туниса. За несколько минут до налета полковник Клаус фон Штауффенберг (Том Круз) успевает продемонстрировать свои выстраданные антигитлеровские взгляды и убеждает командование потихоньку уклониться от боевых действий — люди скоро потребуются для обороны Берлина. В ходе атаки полковник лишается глаза, кисти одной руки и нескольких пальцев другой — львиная доза спецэффектов «Валькирии» ушла на стирание лишних конечностей Круза в последующие два часа.
«Операция «Валькирия» основана на реальных событиях, — последнем из известных покушений на Гитлера, которое произошло 20 июня 1944 года. Готовившая убийство группа офицеров вермахта, понимавшая, что Гитлер подвел страну вплотную к краху, собиралась после устранения фюрера запустить операцию «Валькирия» — одобренный самим Гитлером план действий по мобилизации в случае беспорядков и восстаний внутри Германии. Офицеры планировали нейтрализовать СС и властную верхушку, обвинив их в попытке переворота и обратив против них операцию «Валькирия».
Основное ядро заговорщиков сыграли Кеннет Брана, Билл Найи, Теренс Стэмп, Кевин МакНелли, Дэвид Скофильд, Кристиан Беркель. В роли главы резервной армии — единственного, кто может отдать приказ о начале операции «Валькирия», — Том Уилкинсон (доктор-стиратель из «Вечного сияния чистого разума»). В роли офицера, сыгравшего важную роль в исходе заговора, — Томас Кречманн (любивший музыку эсэсовец из «Пианиста»). Также в роли жены Штауффенберга появится Карис ван Хаутен (звезда «Черной книги» Пола Верховена). Лицом и манерой все точно попадают в представления о той эпохе — и, учитывая присутствие Круза, всем, кажется, немного не хватает пространства для развития персоны.
В Германии некоторые правительственные чиновники, а также наследники Шлауфенберга были неприятно удивлены тем, что национального героя и доброго католика сыграет Круз.
Он, как известно, видный сайентолог, а сайентология в Германии признана вредной сектой. Над Крузом вообще-то всегда хочется поиронизировать. Но в роли одержимого благими намерениями — и при этом с видимым удовольствием носящего нацистскую форму — офицера он совершенно на своем месте. Ближе к концу Круз начинает почти вибрировать от дикой наэлектризованности человека, обнаружившегося себя орудием покатившейся истории. Получается убедительно, ощущается почти шкурой.
Комментирующие для прессы «Операцию «Валькирия» историки говорят, что с фактами в фильме обращаются достаточно аккуратно. Впрочем, жанр «Валькирии» — напряженный, чуть старомодный триллер — позволяет и исторические вольности. Сингер сделал кино визуально стильное, не стесняющееся слегка поддаться зловещему обаянию объекта исследования. Огромные свастики, сырые серый, зеленый и кровавый цвета, в которых выдержана лента, и архитектура Третьего рейха, снятая так, как будто это фантастика-антиутопия.
Здесь не копают глубоко, не ищут тонкостей и неоднозначностей, предпочитая нагнетать волнение, просто эффектно скользя по поверхности известной истории.
Эффект «Валькирии» достигается традиционными и формальными приемами. Вот волевое лицо героя, вот кадры семейной идиллии с многозначительной деталью (ангелоподобное дитя, нацепившее папину фуражку с гербом), вот паучья манера фюрера придвигаться к собеседнику, а вот заиграл Вагнер!
Мертв или жив исторический триллер (спойлеры к которому без всякого предупреждения и сочувствия к кинозрителю печатают в школьных учебниках) — проверяется простейшим тестом. Если за жизнью вымышленных персонажей можно следить просто из скучающего любопытства, то каждый раз, когда тебя заставляют поволноваться за историю с известным концом, удивляешься.
«Валькирия» в этом плане не разочаровывает — саспенс нарастает на протяжении всего фильма, цепляет и затягивает. Но мощного потрясения ждать не стоит — «Валькирия» получилась слегка легковесной и уж точно не заглядывает в бездну, которую предполагает тема. Игра в войнушку с немцами, одним словом, но игра интересная и блестяще оформленная.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru