Главная премьера недели — двадцать второй фильм бондианы (и второй фильм с Дэниелом Крейгом в роли агента 007). Очередного пришествия Бонда всегда ждешь с нетерпением, потому что, как мультики Pixar, это радость с железной гарантией. Поклонники могут сколько угодно называть более и менее удачные фильмы бондианы, но едва ли найдется серия, посмотренная совсем без удовольствия (Лазенби может не нравится, но что можно иметь против Дайаны Ригг?). А «Квант милосердия» ждали с особенным нетерпением — после преуспевшего и коммерчески, и художественно «Казино Рояль», в котором парфюмерную эстетику бондианы 1990-х годов с иронически усталым от собственной безупречности Бондом-Броснаном стерли начисто. И заменили более приземленным кино с неопытным и более человечным Бондом-Крейгом.
«Квант милосердия» не просто очередной фильм серии — это прежде всего сиквел «Казино Рояль». Между действием двух фильмов Бонду не дают даже принять душ и переодеться. «Квант» начинается с бешеной погони — в багажнике машины Бонда перекатывается засунутый туда полчаса назад (в конце «Казино») «язык». Когда он заговорит, на горизонте обрисуется мировое закулисье — секретная организация «Квант» с длинными и грязными руками.
Проведем перекличку основных персонажей — пока все еще живы. Напарницей Бонда станет Камилла (Ольга Куриленко — «Хитмен», «Макс Пэйн») — боливийская разведчица, тоже одержимая собственной вендеттой. Эпизодической девушкой — сотрудница британского посольства в исполнении Джеммы Аттертон. Главным злом объявлено лицемерие корпораций, проворачивающих грязные делишки в странах третьего мира под «зелеными» лозунгами. Главный злодей, соответственно, — глава такой корпорации Доминик Грин (Матье Амальрик из «Скафандра и бабочки»).
В «Кванте» куда больше зрелищных эпизодов, чем в жестком, но выдержанном «Казино».
Погони и драки, как это сейчас принято, изрублены мелким монтажом и агрессивными крупными планами (иногда оборачивающимися лобовыми столкновениями). Сразу представляется, как режиссер Марк Форстер (до бондианы снимавший совсем другие фильмы — например, «Бал монстров» или «Волшебную страну») взялся за экшн с прилежанием, страхом и отвращением новичка на мясофабрике. И кромсает наотмашь, отвернувшись и зажмурившись, как дама, режущая курицу, — но при этом входя во вкус и экспериментируя.
Впрочем, шутки шутками, но зрелищная составляющая «Кванта» получилась отличной: первая погоня бьет по глазам, почти впритык следующая за ней схватка — красива как танец или цирк с гимнастами.
Экзотический антураж тоже в порядке — столь любимые Бондом катерные гонки пройдут на Гаити, итальянские сценки вышли жирно живописными. Плюс агент 007 немножко побудет призраком оперы и погуляет по свежевыпавшему снегу в городе Казани. Современность изящно оттеняют винтажными штучками — вроде прямой цитаты из «Голдфингера» в середине (с намеком на то, что золото сегодня — это… ну, сами знаете).
Бондиана избавилась от многих штрихов, казавшихся неизменными, — от фразы «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд», от футуристичности, от невозмутимости и беззаботности агента 007, в удачные деньки казавшегося самым счастливым человеком на Земле.
У нас на глазах рождаются новые приметы Бонда — уже ясно, что он абсолютно не разбирается в алкоголе и пьет, что нальют. И, доктор, он, кажется, теряет интерес к сексу.
Впрочем, ирония бондианы под серьезной личиной никуда не исчезла. Она только стала изощреннее (а юмор — чернее) после того, как в условную фантастическую реальность запустили живого человека, на лице которого недоумение сменяется раздражением, а раздражение — гневом. Таких человечных Бондов еще не было, и еще никогда не была так очевидна детская (с оттенком словосочетания «детская комната милиции») сущность Бонда — это первый из череды агентов 007, способный пробудить в женщине помимо всех прочих еще и материнский инстинкт. А его отношения с начальством (М, разумеется, снова играет Джуди Денч) стали совсем неотличимы от попыток воспитания Тома Сойера тетей Полли.
— Бонд, будьте так любезны, не убивайте каждого потенциального свидетеля.
— Да, мэм, постараюсь.
Если раньше Бонд очаровывал красоток своей придирчивостью к температуре вина и прочим джентльменским набором из мужского глянца, то новый Бонд с ухарством беспризорника-отморозка предпочитает пугать девушек своей способностью выбросить в мусорный ящик труп умершего помощника, предварительно вытащив из карманов наличность.
Один из самых запоминающихся кадров — туповатое недоумение на лице действительно великолепного Крейга, наблюдающего, как помирает, даже не получив шанса заговорить, очередной источник информации («Дышишь? Не дышишь… А как дышал, как дышал!»).
К сожалению, вся эта новая сложность и неоднозначность характера плохо гармонируют с традиционной и нормальной для бондианы примитивностью и условностью сюжета. Трагическому гопнику с печальным взглядом, постоянно как-то нечаянно убивающему людей, как трудный ребенок — хомячков, подошла бы совсем другая история. Поэтому возникает ощущение, что что-то не работает, а концовка и вовсе выглядит совсем сдутой и скомканной.
После просмотра «Кванта» с особенным энтузиазмом осознаешь, каким удачным был «Казино Рояль», до которого новая лента не дотягивает.
Если проставлять очки «Кванту» так же, как мы проставляем их, обсуждая старые ленты серии, то будет примерно так. Бонд — великолепен. Экшн — хороший, картинка — красивая. В топ любимых злодеев Доминика Грина, наверное, внесут немногие. А у героини Куриленко (тоже отягощенной «гопницкими» замашками) практически нет шанса войти в список лучших подружек Бонда всех времен и народов.
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru