Халк — очередной перенесенный в кино герой комиксов издательства Marvel (оттуда же – Человек-Паук, Люди Икс и только что пролетевший по экранам Железный Человек). Первое кино про зеленого перекачанного гопника в тупом бешенстве разносящего в щепки общественную собственность — от военной техники до гражданского автотранспорта — вышло пять лет назад. Тогда «Халка» Энга Ли признали провалом. Но новый «Халк» (с бюджетом в 125 миллионов долларов и Эдвардом Нортоном, Лив Тайлер и Тимом Ротом) в главных ролях никоим образом не продолжение старого. Это совсем другое кино, сделанное другим людьми и в совершенно ином ключе.
К лучшему изменился сам облик Халка. В своем первом киновоплощении он нечаянно, но уж как-то чересчур смахивал на Шрека. К тому же перед появлением этого пухлого и зеленого мультипликационного великана зрителей добрую треть фильма томили ассоциативным кино о детских травмах и прочем психоанализе. В новом фильме ситуация совсем другая. В смысле дизайна новый Халк — более мускулистый, мрачный, реалистичный, убедительный. А вот сама история, рассказанная в фильме, наоборот, приободрилась и пошла зрителям навстречу.
Действие «Невероятного Халка» начинается в бразильских фавелах. Где-то здесь среди бесконечных нагромождений картонных домиков проживает — в компании симпатичной дворняги и ноутбука — странный американец Брюс Баннер (Эдвард Нортон). Баннер работает наладчиком конвейера на местной лимонадной фабрике, а в свободное время ходит на восточные курсы управления гневом и штудирует англо-португальский разговорник. «Не делай меня… голодным. Тебе не понравится, когда я голодный. Нет, не то слово», — старательно выговаривает Брюс, когда общение с местными жителями грозит перерасти в конфликт.
Конфликта Баннер опасается вовсе не потому, что он вообще-то бывший научный работник и опыта потасовок с заводскими ребятами по идее иметь не должен. Дело в том, что после неудачного эксперимента с какими-то излучателями-облучателями Брюс постоянно (стоит лишь чуть-чуть перенервничать) готов превратиться в Халка — трехметровую груду мускулов цвета «бриллиантовой зелени» или попросту «зеленки», ревущую и крушащую все вокруг, как армия футбольных фанатов.
Брюс усиленно работает над собой, чтобы научиться сдерживать порывы ярости — потому что на рев Халка немедленно сбегутся американские военные, мечтающие препарировать эту гигантскую лягушку и создать на ее основе совершенное оружие.
Впрочем, ясно, что косить от армии Брюс будет недолго — давайте признаем, что мы собрались посмотреть не на прекрасного актера Нортона, а на то, как трехметровый верзила с ручищами толщиной в дерево сплющивает автомобили и скачет с небоскреба на небоскреб.
Если предыдущий «Халк» притворялся тем, чем лента про зеленого рычащего великана быть в принципе не может, — вполне серьезным и взрослым кино, — то новый «Невероятный Халк» играет честно. Практически не размениваясь на предысторию, он сразу обращается к бодрому экшну. Для разминки американские военные гоняются за Баннером по фавелам, путаясь в развешенных повсюду веревках с мокрым бельем. Дальше экшн, не сбавляя темпа, будут потихоньку приращивать, чтобы подготовить финальную битву — схватку на Манхэттене между Халком и его утяжеленной модификацией — антигероем Мерзостью, похожим на Годзиллу, с которой содрали кожу.
Отличный экшн и совершенно комиксовая любовная линия — с поцелуями под дождем и здоровенным монстром, бережно выносящим лишившуюся чувств героиню из огня, — вот собственно и все, что есть в «Халке». А ведь это и есть квинтэссенция развлекательного кино.
И в целом «Невероятный Халк» как-то легко и естественно, без лишних усложнений (во многом благодаря удачному кастингу) создает убедительный мир. Персонажи вроде бы совершенно комиксовые и одномерные, но выглядят вполне живыми.
Например, антигерой (Тим Рот, играющий Эмиля Блонски, «родившегося в России, выросшего в Британии», солдата по призванию и убеждениям) вовсе не мстит человечеству за тяжелое детство и не отягощен политической программой — он просто хочет стать таким же, как Халк, — хочет быть большим, сильным и страшным.
Живущие не в комиксах, а в реальном мире люди, сделанные из силикона или стероидов, самим фактом своего существования подтверждают, что эта самая простая и наивная мотивация на самом деле самая правдоподобная.
Для того чтобы оживить Халка в исполнении Нортона (который, говорят, хорошенько приложил руку к сценарию), оказалось достаточно пары–тройки забавных бытовых деталей. Маленькая трогательная слабость — Халк боится грозы, обиженно ревет и швыряется в небо осколками скалы. И несколько чисто технических подробностей, которые было любопытно узнать. Например, не опасно ли заниматься сексом с Баннером в его человеческом обличье? Или в чем секрет безразмерных трусов Халка? Во время просмотра первого фильма этот вопрос как-то отвлекал от анализа внутреннего мира героя. А здесь Баннер-Нортон, покупая штаны на рынке, украдкой примеривает их к выдающейся заднице проходившей мимо бразильянки.
«Невероятный Халк» — это уже второй (первым был отличный «Железный человек») продукт компании Marvel Studios — после того как компания полностью взяла в свои руки производство экранизация марвеловских комиксов. Получилось кино динамичное, грамотно смешанное и, несмотря на тяжелую поступь Халка, пробивающего тушей стены, очень летнее и легкое. Говоря банальностями, «Невероятный Халк» — из тех фильмов, которые смотрятся на одном дыхании. С другой стороны, и учащения дыхания корреспондент НГС.РЕЛАКС не заметила — все-таки «Железный человек» был куда круче.
Елена Полякова