В российский прокат вышла лесбийская драма «Сафо» с загорелыми девушками, ласкающими друг друга на Крымском побережье, во славу украинского кино и черноморского туризма. В прессе пишут, что продюсеры «Сафо» хотят видеть в своем проекте украинский аналог «Ночного дозора», то есть фильм-прорыв, после которого должен начаться подъем. Еще пишут, что вышедшая на родине три месяца назад «Сафо» бьет рекорды украинского проката (который, правда, находится не в лучшей форме). Кроме того, на Украине лента получила неплохой пиар — некоторые представители общественности возмутились и начали собирать подписи под петицией с требованием запретить девушкам любить друг друга на большом экране.
«Сафо» написал и снял британец Роберт Кромби, перебравшийся в Крым, основавший там частную студию «Ялта-фильм» (после «Сафо» студия собирается экранизировать «Лигейю» Эдгара По). Действие «Сафо» происходит в середине 1920-х годов на острове Лесбос (его-то и изображает крымская натура). По сюжету на Лесбосе проводят медовый месяц дочь миллионера Сафо (девятнадцатилетняя дебютантка Авалон Барри) и ее избранник Фил (Тодд Соли, зрителю тоже в общем-то незнакомый) — художник из хорошей семьи, но без гроша в кармане. Опьяненная особой атмосферой острова, Сафо начинает чудить и пугать своего покладистого красавца-мужа играми в демоническую женщину. Помните, как демоническую женщину описывала современница героини писательница Тэффи? «Да, да, дайте мне луку, дайте мне много всего, всего, селедки, луку, я хочу есть, я хочу пошлости»?
Во время очередного приступа эксцентричности Сафо превращает свои темные локоны в короткую стрижку. Цирюльник вначале упирается: «Мадам, я читал, что такие эксперименты делаются в Париже и Нью-Йорке, но здесь, на острове...». Но потом не только стрижет Сафо, но и добавляет последний штрих — невероятно качественное, особенно для мужской парикмахерской 1920-х годов, обесцвечивание.
Новая женщина, стриженая блондинка Сафо, знакомится с рыжеволосой порывистой Хеленой (питерская телеведущая Людмила Ширяева) — дочерью археолога Орлова (Богдан Ступка), коротающего здесь время в ожидании, когда же в России закончится революция.
Хелена рассказывает про знаменитую тезку-поэтессу и греческое свободомыслие в любовных делах, а потом от слов переходит к делу, соблазнив вначале Сафо, а затем и Фила. Так образовывается нетрадиционное и не слишком счастливое семейство, в котором все спят друг с другом, но не могут избавиться от проклятого буржуазного предрассудка — ревности.
А вокруг невероятная красота — скалы, буйная растительность, среди которой бродят толстогубые ослики, и бирюзовое море, в котором, судя по продолжительности пребывания героев под водой, удивительно легко дышится. Атмосфера 1920-х годов, кажется, воссоздана с ощутимым привкусом самодеятельности — кое-что из заполняющих кадр безделушек явно современное, но в целом выглядит мило, а ретро-платья девушек нисколько не разочаровывают.
Со всем вышеописанным «Сафо» могла бы стать чем-то вроде прогрессивной версии «Голубой лагуны». Или ожившей съемки для модного журнала: девушки в винтажных платьях принимают живописные позы на фоне античных колонн, манерно держат длинные мундштуки, ныряют ласточкой со скалы и наконец сладострастно изгибаются, лаская друг друга, на белом песке безлюдного пляжа.
Но «Сафо» не только услаждает вуайеристов, но и стремится к психологизму и наличию смысла — получается фальшиво и нелепо от начала и до конца.
В первой половине фильма персонажи постоянно напыщенно и претенциозно рассуждают о таких вещах, как, например, рабская сущность христианства. Во второй же они с головой бросаются в истерический надрыв — почему она не может быть мальчиком, театрально бьет стопки, «сжигает за собой мосты» и из прелесть какой дурочки быстро превращается в ужас какую дуру.
Если вы помните другую лесбийскую драму в России, вышедшую под названием «Вас не догонят» (в оригинале — Lost and Delirious), то «Сафо» примерно то же самое и ненамного, в общем-то, хуже: абсолютно неправдоподобные слова и дела, много надрыва и позы, очень красивая картинка. «Сафо» еще и оставляет по природным красотам «Вас не догонят» далеко позади.
В целом впечатления от «Сафо», как от поездки в популярное местечко — чуть-чуть подпорченное фальшивыми легендами и прочим антуражем для туристов, но с теплым морем и дивной красоты ландшафтами. Вот только попутчики попались не слишком удачные — от их криков, ссор и запутанной половой жизни к концу тура начинается бесконечная мигрень.
Елена Полякова