Бывшая стриптизерша Дьябло Коди получала «Оскара» в уделанном стразами платье наглой леопардовой расцветки. Получала не какой-нибудь там латексный и вибрирующий «Оскар» на фестивале фильмов для взрослых, а самый настоящий приз Американской киноакадемии в серьезной номинации «за лучший оригинальный сценарий». Независимый «Джуно» по сценарию Коди, снятый режиссером Джейсоном Рейтманом («Здесь курят»), не только вырвался из ограниченного проката в широкий и окупил себя во много раз, но и собрал кучу наград и был назван многими американскими критиками одним из лучших фильмов года.
Джуно (Эллен Пейдж из «Леденца») — независимая шестнадцатилетняя школьница, которую папа назвал в честь богини Юноны. Джуно играет в группе, слушает Игги Попа и Патти Смит, ежеминутно выдает остроумные реплики, носит широкие рубашки и джинсы и умудряется оставаться при этом на редкость миловидной. Однажды умница-Юнона прибегает к старому как мир методу контрацепции «авось пронесет!», обнаруживает себя беременной и начинает искать своему отпрыску правильных усыновителей по объявлениям в газете — в разделе между продажей попугаев и распродажей тренажеров...
Джуно: Не хочу отдавать ребенка паре, называющей себя «благоразумной». Не люблю зануд... А у этих уже есть трое детей — они просто жадные сволочи.
Биографическая справка придумавшей Джуно сценаристки Дьябло Коди затмевает историю героини и выглядит так, как будто ее нарочно выдумали киношные дельцы-хитрецы.
Выпускница католической школы, заскучавшая на секретарской работе в городе Миннеаполисе, отправилась работать в местный стрип-клуб и в службу секса по телефону. Весь свой жизненный опыт любительница экспериментов описывала в блоге. И так случайно нашла себе менеджера, который неожиданно наткнулся на дневник Дьябло Коди (по ее словам, набирая в «Гугле» всякую непотребщину), записался в фанаты и предложил Коди выпустить мемуары, а затем и попробовать написать что-нибудь для кино. Так появился «Джуно», получивший четыре номинации на «Оскар» — за лучший фильм, лучшего режиссера, лучшую актрису и лучший сценарий.
Но вернемся к Джуно. В итоге героиня находит подходящую пару — успешную и красивую, как в рекламе пылесосов. Ванесса (Дженнифер Гарнер) фанатично хочет ребенка, боится, что Джуно передумает, цепляется за дурацкие тезисы из книг по материнству и от комедии катится к трагедии. А ее муж (Джейсон Бейтман) не уверен, что готов к отцовству. И именно с ним у Джуно завязывается приятельство: они вместе смотрят кровавые хорроры, обсуждают, какая гитара круче — «Гибсон» или «Фендер», какой год для рок-н-ролла был важнее — 1993-й или 1977-й, чьи фильмы страшнее — Дарио Ардженто или Хершела Гордона Льюиса... Похожие отношения со школьным другом, вялым и непримечательным Бликером (Майкл Сера), кстати, и привели к беременности Джуно...
Джуно: Прости, что переспала с тобой. Это была не твоя идея.
Бликер: А чья?
Джуно: Увидимся в школе.
Бликер: (растерянно) А чья это была идея?
У любителя американской масс-культуры, воспринимаемой с позиций независимого и ироничного, но все же в глубине души симпатизирующего комиксам и фаст-фуду наблюдателя, билет на «Джуно» должен быть в кармане.
Другими словами, если вы любите практически гениальный, по разумению корреспондента НГС.РЕЛАКС, «Мир призраков» Терри Звигоффа или хотя бы «Маленькую мисс Счастье», то вам должна понравиться и эта лента.
«Джуно» отвечает всем признакам американской инди-ленты: смешные картинки из жизни одноэтажной Америки, ненормальное, но в общем-то, счастливое семейство, подросток, саркастически настроенный по отношению к глупо устроенному окружающему миру, гитарная музыка в саундтреке и ключевые объекты для грядущего культового статуса вроде телефона-гамбургера, по которому Джуно звонит, предупреждая: «Извините, я говорю по гамбургеру».
Ванесса: Родители, наверное, ищут тебя?
Джуно: Нет, я уже беременна. Ну что еще я могу натворить?
Но кроме видовых признаков, у «Джуно» есть и действительно оригинальный и остроумный сценарий с блестящими диалогами, легкость и непосредственность, точные жизненные наблюдения (ведь в реальной жизни странные решения и абсурдное поведение встречаются куда чаще, чем кажется многим писателям — и «Джуно» в этом смысле вполне правдоподобно).
И в целом обаяние, благодаря которому «Джуно», несмотря на всю его иронию и независимость, можно определить одним словом — «милый». Ближе к концу от трезвого цинизма фильм склоняется все-таки к лиризму, позволяя сентиментальному зрителю расчувствоваться. Но с такой темой иначе быть не могло.
Что касается темы материнства и усыновления, то здесь возникает главная проблема контакта с «Джуно». История девочки, принимающей решение выносить, родить и отдать ребенка (причем отдать не в страшный детдом, а целенаправленно выбранным людям), да еще и по объявлению, от нас как-то далека. Посему, как относиться к «Джуно», решать самому зрителю. К тому же дико крутая девица Коди, разумеется, просто-напросто рассказала историю — без капли морализаторства.
Ванесса: Беременность — это прекрасно!
Джуно: Не вам же мучиться.
Кроме того что Дьябло Коди прорвалась к славе самым популярным нынче путем — через блог (точно также сейчас делаются писатели и в России), в ее истории наблюдается и другая тенденция. Смотрите: одна стриптизерша стала оскароносным сценаристом, другую (экс-супругу Мэрилина Мэнсона Диту фон Тиз) кружевные подвязки довели до статуса чуть ли не главной иконы стиля наших дней. Если так пойдет и дальше, стриптизерши будут заправлять этим миром. И достаточно глянуть на Диту или посмотреть «Джуно», чтобы понять, что эта перспектива не так уж плоха.
Елена Полякова