«Телепорт» — фантастическая история человека, способного за секунды перенести себя в любую точку мира: на экране друг друга сменяют Нью-Йорк и Токио, мрачное нутро Колизея и шторм где-то возле Фиджи (когда герою захотелось покататься на доске). Режиссер «Телепорта» Дуг Лайман снимал «Идентификацию Борна» и «Мистера и миссис Смит», сценарист Саймон Кинберг работал над теми же «Смитами» и фильмом «Люди Х: последняя битва». То, что «картинка» будет выглядеть эффектно, было ясно уже из трейлера (оттуда же становилось понятно, что противостоять главному герою будет сам Сэмюэль Л. Джексон с прической, как у баскетболиста-метросексуала). Проблема заключается только в том, что в смысле развития сюжета и более или менее человекоподобных персонажей фильм недалеко ушел от трейлера.
Как это обычно происходит на первых страницах комиксов, разнесчастный подросток по кличке Мямля, затравленный одноклассниками и живущий с крепко присосавшимся к пивной бутылке папашей, вдруг обнаруживает у себя сверхъестественные способности к телепортации в любой уголок земного шара. Единственное условие — перемещаться телепорт может только в тот пункт назначения, который он уже видел (хотя бы на фотографии). Дэвид, например, может телепортировать свое утомленное тело из одного конца дивана в другой, чтобы дотянуться до пульта от телевизора. А еще Дэвид, выросший в золотого мальчика с лицом Хайдена Кристенсена (Анакин Скайуокер из «Звездных войн»), берет с собой зонтик, когда выходит в солнечный день из дома, потому что никогда не знаешь, в какую страну захочется смотаться на полчасика и как там обстоят дела с погодой.
Абсолютная свобода передвижения и потребления всего, созданного человечеством то ли в копилку мировой культуры, то ли для наживы турфирм. Традиции мифа о супергерое создатели «Телепорта» отправили в переплавку вслед за бэтмобилем (который отныне тоже не нужен) — Дэвид не защищает угнетенных, не спасает человечество и даже не думает бороться с мировым злом. Любители прозрачных метафор с удовольствием узнают в нем символ общества потребления (внешность Хайдена Кристенсена, идеальная для рекламы мужского парфюма, на этот эффект работает безупречно).
Ну а все без исключения узнают в жизни Дэвида инфантильную, но дико привлекательную мечту о ничем не ограниченных путешествиях без виз и чемоданов и деньгах, которые берутся из тумбочки (точнее из банковских хранилищ).
Конечно, бесконечно податливое пространство хорошо в качестве объекта послеобеденных ленивых фантазий, но для полноценного сюжета в нем должны обнаружиться подводные камни. Они появляются: Дэвид узнает, что у него и других телепортов есть могущественные враги во главе с героем Сэмюэля Л. Джексона. Но даже столкновения с ними — не битва героя и антигероя, а всего лишь неприятные трения туриста с туземными чиновниками и полицией, которые мешают ему хорошо проводить время, наслаждаясь красотами архитектуры и преимуществами местного климата.
Если отбросить вполне зрелищно реализованный (руку приложили умельцы, работавшие со спецэффектами в «Матрице» и «Куда приводят мечты», плюс создатели «Телепорта» сделали ставку на натуральные съемки по всему миру) мысленный эксперимент по переносу себя на страницы залежавшегося на столе туристического буклета, от «Телепорта» вообще ничего не останется.
Несмотря на визуальные мощности, полуторачасовой «Телепорт» больше похож на одну-единственную, вырванную из контекста, серию телевизионной фантастики вроде «Героев» (при условии, что телевизионщики где-то выпросили бюджет в 100 миллионов долларов).
Можно подумать, что на разработку истории и характеров у создателей впереди еще три сезона. Персонажи, за исключением разве что ершистого героя неформатного Джейми Белла («Билли Эллиот»), вышли плоскими и ходульными. Хайден Кристенсен, судя хотя бы по «Афере Стивена Гласса», умеет играть, но в «Телепорте» этим навыком не пользуется. Сэмюэль Л. Джексон выглядит карикатурой на свои предыдущие роли. Ну а любимая девушка главного героя (в детстве ее играет чудесная Анна-София Робб из «Моста в Терабитию», во взрослом возрасте — Рейчел Билсон) и вовсе выросла в такую пассивную куклу, что когда герой Белла предлагает пожертвовать ею, взрывая плохих парней, внутреннего возмущения у зрителя не возникает.
Главная линия фильма — противостояние между телепортами и их врагами-паладинами — толком не получила ни развития, ни развязки, ни объяснений. Зачем паладины преследуют телепортов? Герой Сэмюэля Л. Джексона только отвечает, что телепорты противны богу. А корреспонденту НГС.РЕЛАКС уже после «Я — легенда» хочется предложить признать богохульством попытки заткнуть зияющие в сценарии дыры «божьей волей».
Елена Полякова