Хищник, с которым еле-еле справлялся сам Арнольд Шварценеггер. Чужие, которые оказали огромное влияние на кино, которое мы смотрим сегодня. Они уже во второй раз встретились на планете Земля, чтобы истреблять друг друга, а заодно и наш хрупкий вид. Увы, но, кажется, не нужно быть ветеринаром межпланетной квалификации, чтобы заметить, что наши зубастики чувствуют себя плохо и, судя по всему, находятся на грани вымирания. Ну что ж, у них была долгая и насыщенная хорошими фильмами жизнь
Все началось в 1979 году с фильма Ридли Скотта «Чужой». Команда космического корабля была атакована неизвестным существом, «оплодотворяющим» своих жертв эмбрионами-паразитами. К финалу выживет только лейтенант Рипли (Сигурни Уивер) – героиня, объединяющая все четыре фильма серии. В 1986 году история продолжится фильмом Джеймса Кэмерона «Чужие», в котором Рипли придется встретиться уже с целым «ульем» Чужих во главе с «королевой». В 1992 году фильмом «Чужой 3» дебютирует в большом кино Дэвид Финчер, бывший клипмейкер, будущий режиссер фильмов «Семь» и «Бойцовский клуб». В 1997 году тетралогию о Чужих завершил фильм «Чужой: воскрешение» от Жана-Пьера Жене («Амели», «Город потерянных детей»).
Успех серии о Чужих сыграл определенную роль в появлении на свет «Хищника», которого сразу же обозвали «Чужим в джунглях». «Хищник» (с Арнольдом Шварценеггером), фильм о почти невидимой твари, которая охотится на людей в джунглях Южной Америки, вышел в 1987 году. В отличие от животного-Чужого Хищник – разумное существо, которое не только способно становиться невидимым, но и использует более сложную технику, чем земляне. Через три года «Хищник» обзавелся сиквелом.
Фильм «Чужой против Хищника», в котором пересеклись культовые серии о Чужих и Хищниках, вышел в 2004 году (впрочем, монстры знакомы друг другу по комиксам и компьютерным играм еще с конца 1980-х годов). Первой схваткой Чужих и Хищника на большом экране дирижировал Пол Андерсон (главный специалист по «Обителям зла»). Тогда Хищники и Чужие дрались среди льдов Антарктики, параллельно истребляя невезучих полярников-исследователей.
В «Чужом против Хищника» была заложена мифология отношений двух видов, которую в новом фильме разъяснить не потрудились. Итак, Хищники навещают Землю с незапамятных времен и используют людей как инкубаторы для выведения Чужих, которые в свою очередь служат как объекты ритуальной охоты. В финале корабль Хищников, один из которых заражен эмбрионом Чужого, покидает Землю. С этого момента начинаются «Чужие против Хищника».
В новом фильме корабль Хищников разбивается в лесах штата Колорадо. Чужие расползаются по округе и начинают истреблять местное население. Тем временем получивший сигнал бедствия Хищник срочно вылетает на Землю... Режиссировать эту историю с бюджетом в 50 миллионов долларов – вторую ленту о противостоянии Чужих и Хищника - доверили неким братьям Штраусам. Для братьев, ранее работавшим со спецэффектами и снимавших рекламу и клипы (например, Californication для Red Hot Chili Peppers и Crawling для Linkin Park), это дебют в большом кино.
Самое слабое в «Чужих против Хищника» - неровный и неуклюжий сценарий с заведомо мертвыми персонажами и нелепыми диалогами. «Это что-то жуткое», - глубокомысленно замечает судмедэксперт, рассматривая клиента, с которого полностью содрана кожа. И подобными чудными открытиями герои делятся регулярно. Здесь все происходит на удивление несвоевременно и некстати: персонажей убивают, как только зритель успевает их более или менее запомнить, эпизоды обрываются именно тогда, когда к ним просыпается хотя бы какой-то интерес. Впрочем, и «картинка» получилась довольно безликой и не изобретательно снятой. Битвы Чужого с Хищником – довольно невразумительные, происходящие в темноте и упирающие на крупные планы – тоже вызывают некоторое разочарование.
Жертв уничтожают автоматически, как на бойне, по одной заданной схеме: «появился на экране, зачем-то сказал пару реплик, пущен в расход». Более или менее удается запомнить стандартного честного шерифа, несколько старшеклассников, разыгрывающих совсем уж низкопробный школьный триллер, и женщину-военного, которая призвана изображать лейтенанта Рипли (на всех кричит, таскает за собой маленькую девочку, никому не верит и правильно делает). Большинство персонажей постоянно носит на совершенно незнакомых зрителю лицах напряженно-озабоченное выражение, которое призвано изображать все эмоции: от любви до ненависти, от ужаса до мыслительной активности. На нагнетание атмосферы время здесь не тратят – мясорубка работает с бешеной скоростью.
Трупов много, снято традиционное табу на убийство детей и беременных женщин, но все эти растерзанные покойники впечатляют куда меньше, чем одна капля синтетической крови андроида Бишопа из «Чужих» Кэмерона.
Одним словом, знаменитые монстры измельчали. Было время, когда им приходилось биться с достойным противником: Чужому с несгибаемой женщиной Рипли, Хищнику – и вовсе с покрытому грязевой маскировкой и страшно вращающим глазами Арнольдом Шварценеггером. Знали бы они тогда, что кончат тем, что будут гоняться за стайкой визжащих старшеклассников...
Елена Полякова