Подводя итоги только что прошедшего года, каждый кинозритель может поиграть в председателя жюри фестиваля имени себя, подняться на воображаемую сцену и невыносимо медлительно распечатывать конверты с именами победителей. Вот и НГС.РЕЛАКС выбрал самые заметные фильмы прошедшего года. Нужно сразу отметить, что вручаем (воображаемо) мы, скорее «Золотой попкорн», чем нечто более утонченное – речь пойдет в основном о фильмах, имевших заметный массовый успех. Поэтому и начинаем мы с позиции, которая исключает всякую субъективность, – рейтинга, за который голосуют рублем. Итак, по итогам российского проката прошлого года мы называем фильм в номинации…
Самый успешный
Самым кассовым фильмом года в российском прокате (34 млн долларов) стали «Пираты Карибского моря. На краю света». Сюжет в третьей части стал настолько запутанным, что следить за ним уже невозможно, но «картинка» так хороша, что это уже неважно.
Второе место по сборам занимает «Шрек Третий» (чуть больше 25 млн долларов). Третье – «Гарри Поттер и орден Феникса» (18 млн). Четвертое – «Трансформеры» (17,3 млн). И, наконец, на пятой строчке в российском рейтинге сборов за год находится третья часть «Человека-паука» (15,5 млн долларов).
Самый зрелищный
Этот фильм тяжелой поступью явился из детских воспоминаний – «Трансформеры» Майкла Бэя опираются еще и на детские воспоминания повзрослевших мальчиков (и некоторых) девочек, игравших с пластмассовыми роботами в 90-е годы. Идеальный «поп-корновый» фильм, аттракцион, в котором мало смысла, зато много шума, лязга и зрелищности, настоящее удовольствие.
Самый резонансный
«Груз-200» Алексея Балабанова, трактуемая по-разному, в зависимости от мировоззрения зрителя, аллегория в неприятном сером свете пристально рассматривающая чудовищ и места их обитания.
Еще один фильм, вокруг которого развернулось обсуждение на грани драки – «12» Никиты Михалкова, римейк фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». И «12» и «Груз-200» вызывали у одних зрителей отвращение, а у других восторг, оба попеременно объявлялись то шедеврами, то конъюнктурной халтурой. После обоих фильмов зрителей тянуло на рассуждения об устройстве мироздания. Справедливости ради нужно отметить, что «12» – один из фильмов, четко разделяющих профессиональных и «простых» зрителей: критики федеральных изданий в основном выдали на «12» разгромные рецензии.
Лучший мультфильм
В этом году вышли долгожданные «Симпсоны в кино». Вот славно было бы сейчас, думает корреспондент НГС.РЕЛАКС, стоять на сцене в платье с умопомрачительным декольте и вручать приз за лучший мультфильм именно Гомеру Симпсону. Который бы, благодаря за награду, вначале оставил на дивной красоты вечернем наряде ведущей отпечаток жирной от пончиков четырехпалой руки, а потом запутался бы в микрофонном проводе и упал, прервав церемонию. Но, к сожалению, этого не будет. «Симпсоны в кино» были более чем хороши, но, до почти поднебесной планки, установленной чуть ли не двадцатилетним ожиданием и лучшими сезонами сериала, фильм немного не дотянул…
Поэтому лучшим мультфильмом года объявляется «Рататуй», история крысы-кулинара, закрывающая десятку самых успешных фильмов российского проката за год (11,2 миллионов долларов). Ни один из мультфильмов года не оказался так близок к кино в полноценном значении этого слова, как стильный, изысканно-парижский «Рататуй». Для этого блюда диснеевская студия Pixar нашла все необходимые ингредиенты: обаятельный и живой главный герой, невероятной красоты картинка – город мечты Париж, увиденный глазами шныряющей по мостовым и кухням крысы, – грамотно рассказанная история и современные технологии, используемые не по принципу «мы так умеем!», а для того, чтобы оживить сказку.
Личные фавориты корреспондента НГС.РЕЛАКС, выбранные по субъективному принципу «сердцу не прикажешь»
«Грайндхауз» – совместный проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса, в нашем прокате разорванный на «Доказательство смерти» и «Планету страха». При разделе пропали спрятанные между двумя частями фальшивые трейлеры и изначальная концепция кинобалагана «два по цене одного». Впрочем, балагана, разгульной ярмарки кинотрэша, на которой вам за ваши деньги покажут все, что угодно, все, что вы больше нигде не увидите, – от смертельных гонок на раритетных автомобилях до разлагающегося господина Тарантино собственной персоной, – в обоих фильмах и так хватает. Что тут можно сказать? Невероятно круто.
«Черная книга» – возвращение Пола Верховена («Основной инстинкт», «Шоу-герлз», «Звездный десант») из Голливуда в родную Голландию и в блестящую художественную форму. И снова кино не скрывает своего происхождения от балаганного развлечения. Тяжелую тему преследования евреев нацистами «Черная книга» обращает в головокружительный авантюрный роман, умудряясь при этом не оскорбить чувства зрителей.
«Зодиак» – неожиданный фильм Дэвида Финчера («Бойцовский клуб», «Семь», «Игра»), неторопливое погружение в атмосферу 70-х, эксперимент по выращиванию кино, как дерева бонсай, – внутри теснейшего сосуда полицейских протоколов, без права на вымысел.
Фильмы, которые нам не показали
Прокатчики по-прежнему не уверены, что за пределами Москвы публика может хотеть чего-то кроме «Кода Апокалипсиса». До Красноярска в 2007 году не добрались копии румынского фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня», получившего «Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля в Каннах (кстати, из российских фильмов в числе номинантов в этом году были два – «Александра» Александра Сокурова и «Изгнание» Андрея Звягинцева).
Не увидели мы и дебют Бена Аффлека в качестве режиссера – фильм «Прощай, детка, прощай», нежно обласканный западными кинокритиками. А еще мы не увидели новый фильм вышеупомянутого ветерана Сидни Люмета «Игры дьявола». А уже в последние дни уходящего года в списке красноярских премьер не оказалось новой работы Вуди Алена «Мечты Кассандры»…
Кроме того, нам не дали лично убедиться – действительно ли новый фильм Кустурицы «Завет» так плох, как об этом пишут? И так далее. Можно возразить, что в наше время любой желающий посмотреть фильм рано или поздно найдет его и посмотрит дома, но.… Все-таки кино снимается для большого экрана и трудно проигнорировать разницу между просмотром фильма в кинотеатре и мучительным всматриванием в мутную пиратскую копию дома.
Елена Полякова