Кроме звезды «Моей прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк, обтянутой черным кожаным костюмом, на постере красуется импортный продукт – настоящая звезда из «Фанфана-Тюльпана» и «Распутника» Венсан Перес. Место действия – Ближний Восток, Париж, Малайзия. Сюжет, – разумеется, предотвращение апокалипсиса, подготовленного исламскими террористами. Перед выходом «Кода апокалипсиса» в желтой прессе Анастасию Заворотнюк стали заранее именовать русской Ларой Крофт или Джеймсом Бондом в юбке. Корреспондент НГС.РЕЛАКС с ужасом обнаружила, что няне отведена роль куда серьезнее.
В четырех черных-черных подземельях четырех больших-больших городов черный-черный террорист спрятал четыре черных-черных атомных боеголовки. Вскоре резиденцию черного-черного террориста зрелищно атаковали какие-то люди, которые явно не раз пересматривали «Падение черного ястреба» и очень вдохновились увиденным. Все мертвы, все разрушено, лопасти вертолетов красиво крутятся, а вокруг тела поверженного восточного деспота вытанцовывает его любимая приближенная, которая, открыв личико, оказывается полковником русских спецслужб. Из предсмертных хрипов бывшего босса освобожденная женщина Востока понимает, что теперь за большой «Бум!» отвечает некий Палач... Узнать код, активирующий боеголовки, поймать Палача, красиво принять душ и пройтись по улице в чулках, кружевном боди и с пистолетом в руке – такое задание получила агент Заворотнюк от создателей фильма и немедленно приступила к исполнению.
Схватиться в смертельной битве за код к боеголовкам ей предстоит с плохим парнем в исполнении Венсана Переса. Во флэшбэках мелькает Алексей Серебряков, которого, впрочем, здесь совсем немного. На стороне добра по-прежнему играет Гессер – Владимир Меньшов. Обязательного по жанру специалиста по компьютерам и всяким техническим чудесам, ошалевшего от погонь, стрельбы и почему-то открывающей дверь гостям нагишом Анастасии Заворотнюк, играет звезда Муз-ТВ Оскар Кучера. И, наконец, режиссер и сценарист «Кода» Вадим Шмелев и Денис Карышев до этого успели снять другой боевик про террористов-бомбистов – «Обратный отсчет».
Говорят, одним из испытаний, через которые проходят все новые претенденты на роль Джеймса Бонда, является разыгрывание классического эпизода из эпохи Шона Коннери: наш супергерой входит в комнату и видит, что в его постели уютно устроилась незваная, но прекрасная гостья. А теперь представьте себе эффект от этой сцены, если она завершается тем, что красавица голосом няни Вики говорит: «Сюрприз!» Примерно таково общее ощущение от отечественного блокбастеропроизводства. Вроде бы все ходы из голливудского арсенала скопированы аккуратно и без отсебятины, но почему-то становится смешно. На лице создателей же фильма – ни тени улыбки, они явно не планировали пародию.
Но получилась именно пародия, лежащая где-то между беспредельной наивностью и запредельным стебом – и от этого вполне можно получить свою порцию зрительского удовольствия.
«Код апокалипсиса» в очередной раз пытается продать публике все мыслимые и немыслимые штампы из голливудского кино, на которые хватило денег. Денег на этот раз хватило на многое – в «Коде» есть динамичные и зрелищные сцены (если отбросить ощущение, что все это мы уже где-то видели). Мужская же часть аудитории, определенно, должна порадоваться няне Вике в дивных ракурсах и минималистичных нарядах. Никаких претензий у корреспондента НГС.РЕЛАКС к няне Вике нет – она уже заработала свое место в истории российской массовой культуры, она уже почти что уорхоловская «Мэрилин», – остальное неважно.
После просмотра таких фильмов обычно задаешься вопросом: зачем нужны довольно-таки пластмассовые отечественные копии голливудских блокбастеров, если можно просто взять и пересмотреть первоисточник? Ответ на этот вопрос наконец-то появился – одолженные на время съемок голливудские схемы, спецэффекты и надетый на Заворотнюк лифчик Лары Крофт призваны возбуждать патриотизм.
Дело в том, что, как следует из титров, генеральным продюсером этого кинематографического анекдота выступает некая организация под названием «Фонд поддержки патриотического кино». На весьма солидном сайте этого фонда сообщается, что его деятельности содействуют администрация президента и правительство РФ, Госдума, ФСБ и прочие серьезные аббревиатуры. «Основная цель деятельности Фонда – возрождение патриотического кино и литературы, пропаганда патриотических идеалов, формирования положительного образа защитника Отечества», – сообщается на сайте.
Как бы то ни было, несущая основную патриотическую нагрузку сцена появится уже ближе к концу.
На измученную русскую женщину прут сразу три военных машины, из которых в хрупкую фигурку целятся бойцы ЦРУ. Но в последний момент над головой женщины, снятой снизу и оттого приобретающей очертания монумента, с ревом проносится российский воздушный флот. Главный ЦРУ-шник бледнеет, краснеет и, наконец, пересилив себя, отдает честь победителю. От прямолинейности этой сцены становится мучительно неловко за ее создателей. Одно дело – смотреть фильм, в котором все происходит исключительно ради того, чтобы показать «пиф-паф», взрывы и красивую женщину под душем. Другое дело, когда выясняется, что все вышеперечисленное нужно было для того, чтобы прекрасная няня сыграла монумент Родины на военно-воздушном параде. Что отдает не просто дурновкусием и гротеском, а прямо-таки цинизмом.
Елена Полякова