Развлечения «Я ненавижу американское кино»

«Я ненавижу американское кино»

В новом фильме «Артистка» Станислав Говорухин вновь благословляет женщину

Еще не сошел глянец с премьерных афиш одноименного творения мэтра отечественного кино Кончаловского, как миру явились афиши с именем не менее громким. Плакаты нового фильма Станислава Говорухина не отличаются изысками или хитрыми композиционными решениями. Да и наивное название «Артистка» отсылает к временам, когда фантазия прокатчиков была в дефиците и расклад с лицами актеров на игральных картах вполне мог сойти за удачный киноплакат. Чем-то напоминает постер небезызвестного фильма «8 женщин». Только актрисы там были иностранные, а здесь – все близкие и родные.

Сюжет вертится вокруг артистки рядового театра Анны Петровой (Евгения Добровольская), которая мечтает сыграть роль королевы Гертруды в «Гамлете», но довольствуется второстепенными образами буфетчицы. Второе заветное ее желание – встретить мужчину мечты и обрести наконец семейное счастье. Да вот беда: приличных всех разобрали, не новость. А героиня наша, помимо прочего, отличается повышенной честностью. Она из той редкой породы, что не идут на компромиссы и сделки с совестью. Таким всегда было трудно, а нынче особенно.

В отличие от успешной соседки Муси (Мария Аронова), которая имеет жилплощадь и мужа в законе, Аня делит метры с влюбленным в нее театральным электриком Басякиным (Александр Абдулов). Что говорить, далеко простой русской женщине до манерной Фаины из «Богини», которая «коньяку – и видеть сны». Зато наши героини не чураются водочки с огурчиком (пьют они исключительно горилку Nemiroff, ту, что с березовыми бруньками, да простим фильму его небольшой продакт-плейсмент) и умеют дружить по-настоящему.

Потрясает сцена, где Аня в кафе после очередных неудачных проб рассказывает Мусе о ребенке, от которого отказалась. Подруга ведет себя так…, как ведут себя подруги. Настоящие. Даже зрителю, далекому от сантиментов, попадает в самое сердце. Здесь очень настойчиво слышен звоночек – напоминание автора, которое к концу фильма зазвучит шуршащими переливами: о природе настоящих чувств, которые мы разучились испытывать.

Быт героев в пересказе нехитр: Муся провожает горе-мужа (Дмитрий Певцов) к любовнице, напоминая о контрацепции, Аня в сотый раз безвозвратно одалживает денег непутевому артисту Гусятникову (Михаил Ефремов), Басякин, любя, старается облегчить Ане жизнь («Басякин, гад, все белье перестирал»).

Надо заметить, что шутки фильма в пересказе совсем не звучат. А все почему? Юмор там честный, по-человечески добрый, без двойного дна и скрытых смыслов. Он воспринимается лишь в контексте сюжета. Слишком искушенному (или слишком молодому) зрителю, возможно, покажется наивным. Но, надо сказать, зал смеялся от души и, не побоюсь этого слова, до слез.

Хрустальные фужеры, граненые стаканы, обитые дерматином двери и люстры с подвесками – нарочитая советская стилистика приносит свои плоды: все такое родное и привычное. Для людей старшего возраста – и вовсе бальзам на душу.

Но вернемся к нашему сюжету. В один прекрасный день Аня знакомится со странным ученым-паразитологом Викентием Ивановичем (Юрий Степанов). Из-за круглых очков он похож на Гарри Поттера и Александра Грибоедова одновременно. Он наивен, честен, совершенно бестолков в быту и не умеет общаться с женщинами…

Искрометность юмора и великолепная тонкая самоирония, присущая каждому герою, без исключения делают фильму большой плюс. Звучит странно, но в картине нет ни одного отрицательного персонажа. Оторванность от жизни? Неправдоподобность? Эти сомнения развеиваются, когда улавливается главный шлейф картины: персонажи далеко не идеальны, но друг друга они принимают как есть, со всеми недостатками. Очень не по-сегодняшнему, очень старомодно, совсем не смешно, а вовсе даже немного грустно.

На видеоконференции, прошедшей после показа, прозвучало много благодарностей и несколько вопросов. Говорухин был строг и непреклонен: «Я ненавижу американское кино. И уж если честно признаться, терпеть не могу новое российское». Тем самым он дал оценку громко нашумевшему недавно «Глянцу». А после пустился в рассуждения о роли искусства в жизни общества, о том, что фильм должен затрагивать душу и будить благородные чувства, воспитывать молодое поколение, и что его зритель сегодня не ходит в кино.

Очень прямолинейно, очень резко. Очень... банально. И совершенно некассово. Но мэтр имеет право не зависеть от конъюнктуры.

Ирина Киснер

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства