Образование «Ты когда бил, чего хотел?» Красноярский психолог придумал, как избавить школьников от агрессии

«Ты когда бил, чего хотел?» Красноярский психолог придумал, как избавить школьников от агрессии

Все конфликты можно проиграть в театре

Что делать, чтобы не конфликтовать? Понять, почему мы вообще ссоримся | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VKЧто делать, чтобы не конфликтовать? Понять, почему мы вообще ссоримся | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VK

Что делать, чтобы не конфликтовать? Понять, почему мы вообще ссоримся

Источник:

Мальчик испинал одноклассницу. Школьница ударила головой об стену соседа по парте. В школах Красноярска то и дело происходят агрессивные конфликты — родители жалуются на учителей, которые не могут справиться с учениками. А учителя часто оказываются в одиночестве с проблемами в своих классах — непонимание, социальное расслоение, «трудные» дети, которые не хотят учиться, дети с диагнозами. «Скорую помощь» для таких сложных ситуаций разработал красноярский психолог Андрей Шарипов. Он проводит форум-театр и помогает разбирать конфликты. Александра Славецкая поговорила с Андреем Шариповым и узнала, как ребенку справиться с приступами злости, что делать взрослым и почему театр помогает изменить ситуацию к лучшему.

Состояние детей — наше отражение

— Почему школьники ведут себя агрессивно? Еще вчера вроде бы в спокойном классе происходит драка.

— Я думаю, это связано с высоким напряжением у родителей. Общая обстановка, в которой мы живем — повышение цен, тревожные новости, потеря ориентиров — стоит ли ехать в отпуск или лучше копить деньги и готовиться к чему-то страшному, как будет жить в этом мире мой ребенок? Справлюсь ли я? Что мне делать в этом меняющемся мире? В такой ситуации сейчас большинство семей, и дети это прекрасно считывают. Напряжение переходит в агрессию. Мы, взрослые, с ней работать не умеем, детей не учим, и она принимает очень деструктивные формы. Дети не виноваты. Их состояние — отражение нашей реальности.

— Что делать учителям? Как контролировать агрессию в классах?

— Прежде всего самому быть максимально устойчивым, понимать, как можно действовать в конфликтных ситуациях. Нужно готовиться — послушать вебинары по конфликтологии, пройти тренинг, заглянуть в книги. Это нужно всем работникам образования, потому что ситуация не изменится быстро. Самое основное — собственная устойчивость, уверенность в том, что я справлюсь. Я могу вести за собой. Из этого состояния начинать диалог с учениками — ты когда бил, чего хотел? Чего добивался на самом деле?

— А если ребенок отвечает: «Мне стало скучно»?

— Хорошо, а сейчас тебе перестало быть скучно? Ты такого результата хотел? А потом рассказать, что я хочу, как взрослый человек, в этом классе. И как я этого добиваюсь, какие усилия прикладываю.

— А если ребенок закрывается, не идет на контакт?

— Нужно всегда смотреть, что у него в семье.

Красноярский психолог Андрей Шарипов придумал, как говорить с детьми про конфликты | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VKКрасноярский психолог Андрей Шарипов придумал, как говорить с детьми про конфликты | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VK

Красноярский психолог Андрей Шарипов придумал, как говорить с детьми про конфликты

Источник:

— Там, например, развод или другая тяжелая жизненная ситуация?

— Учителю стоит создать безопасную обстановку для такого ученика хотя бы в школе. Это сложная и глубокая работа. Нужен школьный психолог, чтобы помочь разобраться. Если мама и папа разводятся — мой мир рушится, без преувеличений. Глубоко внутри я очень боюсь, что меня все бросят и оставят. Эти переживания ребенок будет прятать в первую очередь от самого себя, а демонстрировать — равнодушие, стеб, агрессию.

— И если мои сын или дочь учатся в классе, где 2-3 ребенка в тяжелой жизненной ситуации. Они дерутся, скандалят. Как защитить своего?

— Никак, потому что мы не живем в одиночестве на острове. Взрослые учатся и детей мы учим самые сложные ситуации — разруливать. Разговаривать, объяснять. Вникать в контекст агрессивного поведения одноклассников. Любой разбор конфликтной ситуации учит ребят справляться и сильно влияет на класс. Это не быстро, но именно так мы учимся жить в обществе. И задача учителя — выходить из конфликтов так, чтобы никто никого не обвинял.

— Как это сделать?

— Понимать, что все ситуации решаемы. Это первое. Важно, чтобы никто из детей не пострадал. Агрессивному ребенку очень важно помочь вернуться в себя. Очень часто дети сами же напуганы своей агрессией. Они замыкаются и больше не верят в хорошее в себе.

— Очень часто школьники как будто хотят дружить, говорят о том, что здорово, когда никто никого не обзывает, но на деле унижают друг друга.

— И тут нужен глубокий разговор — для чего нам нужна дружба? Что для тебя значит — хорошее общение? Что оно тебе принесет? Что позволено тебе, что мне?

Нежелезные родители

— А если родители защищают ребенка и не признают его вины, потому что он самый лучший?

— Тоже разговор с ними — а что вы хотите от своего ребенка? Чтобы он рос каким?

— Допустим, я об этом не задумываюсь и хочу, чтобы мой ребенок не приставал. Или меньше приносил проблем, был послушным.

— А если ваш ребенок мешает другим? Таким поведением кричит о недостатке внимания? А что такое «послушным»? Если он будет только послушным, как будет формироваться самостоятельность?

А вы хотите послушного ребенка или самостоятельного? | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VKА вы хотите послушного ребенка или самостоятельного? | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VK

А вы хотите послушного ребенка или самостоятельного?

Источник:

— Нужно доводить детей и взрослых до выводов с помощью вопросов?

— Другого эффективного способа еще не придумали.

— Почему современных детей нельзя запугать криками и приказами?

— Время изменилось. Учителя в очень уязвимой экономической позиции. Семьи знают о своих правах. Сейчас не страшно вылететь из школы — возьмут в другую, в частную. Интернет говорит, что можно разбогатеть без высшего образования. «Нельзя» уже не работает, нужно объяснить — почему нельзя. И зачем мне его соблюдать.

— Как достучаться до закрытого ребенка?

— Начать его согревать. Замечать. Реагировать на него. Дать понять, что его видят, его понимают, что он живой: хвалить, смотреть в глаза. Ничего необычного.

— А если после этого он сядет на шею?

— Опять же говорить — тебе важно сохранять отношения со мной? Я не могу исполнять все свои капризы, но мы можем общаться вот так…

— Почему дети нападают, обзывают? Это кажется очень жестоким

— Дети не обзываются и не дерутся сразу — они все время ищут разные способы понимания ситуаций вокруг. Они исследуют границы — а вот так можно? А так?

— Если учитель точно знает, что ребенка дома бьют. И он приходит и бьет одноклассников.

— Нужно сказать родителям, что они совершают преступление и нарушают права ребенка. А еще спросить: «А что хотят в момент, когда бьют?» Чаще всего, это ситуация, когда не хватает сил или инструментов достучаться до ребенка. И тут важно понять — не обязательно со всем справляться самим! Можно поработать с психологом, с социальным педагогом. Поискать совета у старших друзей. Воспитание — это постоянная внутренняя работа, но она очень благодарная. Если ты найдешь хороший способ справляться, твой ребенок это понесет дальше, в свою семью.

— Как родителям справиться с агрессией здесь и сейчас?

— Сказать ребенку — стоп, я сейчас вспыхну! Может случиться что-то плохое! Я беру паузу. И в этот момент — подышать, попить воды, поесть, подумать о будущем. Сделать что-то себе приятное. Обнять себя. Погладить по голове. Позвонить другу, который точно выслушает. Найти свой способ и потом вернуться к ситуации, объяснить ребенку, что произошло. Что ты не железный родитель, а живой человек.

Прожить конфликт на сцене

— Учитель ведь не может разобраться во внутреннем мире каждого ученика.

— Не может, потому что этому никто не учил, а не потому, что он плохой специалист. Здорово было бы, если бы не только классный руководитель, а все учителя предметов владели эмпатией. Стоит привлекать школьного психолога к трудным случаям, не игнорировать проблемы коммуникации, защищаться от профессионального выгорания.

Надо учиться доверять | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VKНадо учиться доверять | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VK

Надо учиться доверять

Источник:

— Вы помогаете учителям улучшить обстановку в классах с помощью спектаклей. Расскажите, как это работает?

— Я руковожу форум-театром. Вместе с актерами-школьниками от 10 до 16 лет — мы ставим постановку, основанную на реальных событиях. В основе каждого спектакля — конфликт. Спектакль поделен на сцены и идет до 10 минут, все остальное время — мы разбираем ситуацию со зрителями и в диалоге понимаем, в какой момент все может пойти по-другому.

Например, у нас есть спектакль про детско-родительские отношения. Девочка добивается успеха на олимпиадах, в спорте, в конкурсах, но что бы она ни сделала, ей говорят, что она несовершенная! Можно же лучше, да? Есть куда стремиться! Она понимает, что все способы достучаться до родителей бесполезны и сбегает из дома.

Другой спектакль — про семью, где родители не позволяют делать выбор. И ребенок вообще не может проявлять самостоятельность.

Есть история про конфликт среди подростков — одна девочка пошла на урок, хотя ее одноклассники сбежали, начинается травля. Зрители комментируют ситуации, встают на места актеров, говорят свои версии — все это контролирует специально обученный ведущий — джокер.

Я больше 10 лет ставлю и провожу такие спектакли.

— Что дает форум-театр?

— Это глубокий анализ и возможность увидеть перспективы. Я выбираю делать так, и вижу, что такие действия ведут к этому результату. Делаю иначе — результат другой. Я могу попробовать и не бояться испортить отношения с реальными родителями, например. Форум театр — это поле для исследования своего поведения в конфликтах. После просмотра, школьники хотя бы примерно понимают, как можно себя вести и какие варианты к чему приведут.

— Как рождаются сценарии?

— Мы обсуждаем истории, которые произошли с детьми. Дословно записываем реплики, потом начинаем разбирать — что произошло, как бы это все разворачивалось. Мотивы вскрываются не сразу, мы можем уже начать репетировать и в процессе понять, почему наш персонаж действует именно так. Один и тот же спектакль разными актерами ставится по-разному, каждый чуть иначе чувствует свою роль. Например, в спектакле, где ребенка не замечают — мама разная. В исполнении одного актера — она боится чувств и не проявляет их. А с другим составом — мама гипертревожная, она боится хвалить ребенка, чтобы он не расслабился и не перестал стараться.

— Что происходит с ребятами-зрителями?

— По словам классных руководителей, снижается количество конфликтов. Есть дети, которые глубоко задумываются, когда раскрываются истинные мотивы конфликтов. Оказывается, я бью другого человека, когда мне плохо самому. А что еще можно сделать со своим «плохо»? Например, сказать о нем честно. И результат может быть сильно эффективнее… На наши спектакли приходят и родители. Однажды мама шестиклассницы расплакалась и сказала, что никогда не будет кричать на дочь. «Это так страшно, оказывается»? — сказала она. Случилось понимание изнутри, и я верю, что в этой семье поменяется многое.

Учителя и эмоции

— Как организовать форум-театр в своей школе?

— Я работаю в Твори-Горе, и в этом году мы выиграли грант от Краевой программы «Партнерство». Четыре месяца я обучал восемь сотрудников школ и одной общественной организации. Это были учителя, психологи и социальные педагоги, они приезжали к нам каждый понедельник в Школу джокеров, где учились технологиям создания и ведения студии форум-театра. В декабре и январе ко мне уже приезжали ребята, которые помогали джокерам создавать школьные студии форум-театра. Сейчас в семи школах эти студии готовят свой собственный спектакль для Фестиваля школьных студий форум-театра «Школа без конфликта».

— Участники не саботировали процесс?

— Нет, но в нашей учебе случались непростые моменты. Чтобы ставить спектакли про конфликты и истинные чувства в них, нужно самому научится рефлексировать и доверять. Всегда самое сложное — увидеть конфликт, который с тобой долгое время, внутри. Но когда ты делаешь этот шаг, появляется возможность что-то изменить. На третьем-четвертом занятии участники признались, что у них стали решаться личные конфликты — с коллегами, с мамой, со школьниками. Это так и работает: внутренние изменения тянут за собой внешние. У многих учителей был страх — открыться, встретиться со своей агрессией и другими эмоциями.

— Занятия интерактивные?

— Да, они проходят в тренинговой форме. Мы все время разговаривали. Один из принципов форум- театра — рефлексивность. И три наших главных вопроса — кто я, где я и куда я иду? Кто я в этом конфликте? В каких условиях разворачивается конфликт? Что мне в нем нужно? Эти вопросы задавали себе по нескольку раз за занятия. Еще учились актерскому мастерству, расслабляться и расслаблять учеников, концентрироваться, быстро считывать эмоции друг друга. Эмпатия очень важна, без нее невозможно организовать форум-театр.

— Как научить эмпатии?

— Есть целый блок упражнений на это. Например, зеркало. В парах показывать эмоции друг другу. Читать, угадывать точную эмоцию. Есть люди, у которых к пониманию эмоций настоящий талант, но есть много внутренних страхов — не все готовы увидеть себя, как есть.

Форум-театр можно позвать в свою школу. Их зовут, когда уже нет сил терпеть конфликты в классе | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VKФорум-театр можно позвать в свою школу. Их зовут, когда уже нет сил терпеть конфликты в классе | Источник: Фестиваль форум-театров «Школа без конфликтов» / VK

Форум-театр можно позвать в свою школу. Их зовут, когда уже нет сил терпеть конфликты в классе

Источник:

— Когда джокер появится в школе — этого, наверное, мало для работы с агрессией?

— Он не появится один, у него набирается кружок, своя студия детей-актеров 10-12 человек. Они учатся быть живыми, чувствовать, нормально относиться к конфликтам, уметь думать и выходить из них. Эти дети учатся в разных классах и несут свое мировоззрение в параллели. Быстро ситуация, конечно, не поменяется, но то, что делает форум-театр, постепенно принесет плоды. Дети общаются, разворачивают чувства. Искренность порождает искренность.

— Я правильно поняла, что решение конфликта — это контакт с эмоциями и чувствами?

— Это первый шаг. А второй — удержать себя в устойчивости. Не действовать под влиянием эмоций. Любой конфликт решаем так, что при этом не страдает никто. Третье — поиск способов решения конфликта и применение этого решения.

— А как школьники соглашаются ставить эти спектакли? Им не скучно?

— Проще всего привести детей на спектакль в другую школу и заинтересовать. Очень много подростков зажигается от этой темы. Им хочется говорить, обсуждать то, что они видят в семье, в классе. Форум-театр объединяет и становится площадкой для поиска выхода. Актеры между собой дружат, они находят компанию, где можно не прятаться. И они хотят помогать другим.

— Что самое сложное в том, чтобы организовать форум-театр в школе?

— Для актеров и для джокера самое сложное — научиться доверять. Друг другу, миру. Рассказывать о себе. Если нам удалось создать доброжелательную среду — все получится.

— Как меняются участники форум-театра?

— Они понимают, что ругаться не обязательно, они не заходят в конфликты. Если назревает ссора с родителями, то они говорят, например: «Мам, ты сейчас злишься, может, поговорим позже? Тебе можно чем-то помочь прямо сейчас?»

— Где можно увидеть ваши спектакли, как позвать вас в школу и организовать форум-театр?

— Совсем скоро у нас будут премьеры. Наши ученики, джокеры, в своих школьных студиях поставят шесть спектаклей. По условию Фестиваля, каждая студия поставит спектакль два раза в разных школах, по приглашению. Сейчас идут репетиции и формируется расписание. Если вы хотите, чтобы ваш класс увидел постановку и поговорил про решение конфликтов, нужно позвонить по телефону — 8-923-352-72-18 или прислать сообщение в вацап. Показы безвозмездные и начнутся уже в апреле. Конечно, один спектакль не панацея, но он может гармонизировать отношения в классе, когда конфликт еще не вспыхнул. Возможно, именно с этого спектакля в классе зародится новая норма — говорить о себе: я чувствую, что ты на меня обижен, а можешь рассказать, почему? Чем я могу тебе помочь?

Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — Новости Красноярска и в нашей группе во «ВКонтакте» НГС.НОВОСТИ Красноярск. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
19
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления