

Некоторых школьников нужно просто убедить учиться. У нас есть аргумент от психолога
ГДЗ (готовые домашние задания) стали неактуальными с приходом нейросетей. Сейчас и сочинения, рефераты и конспекты пишутся через них. Взрослые понимают, что это «ворует» у детей знания, но считают, что такой способ учебы прокачивает другие скиллы. Красноярский психолог Мария Скоробогатова считает, что учиться все же надо и даже помогла родителям советами, как донести это до детей. Приводим ее мнение дословно:
— Поговорим с подростками — почему родители требуют от вас выполнения всех этих скучных и тяжелых задач? Как от этого зависит ваш успех по жизни, если вы собрались стать звездой или блогером, а не заниматься этой научной скукотенью (никаких дворников — только с точки зрения работы мозга). Ну и попытаемся залезть в мозг к родителям — почему они такие и как с этим быть? Наверняка, это будут читать и те, и другие, так что фокус будет немного скакать.
Итак, самое важное, что нужно понять про мозг для школьников: все что не было задействовано в этот период — будет потеряно. Что это значит?
Вы страдали на уроках от мысли «ЗАЧЕМ мне ВСЕ это?!» Почему нельзя учить только интересное? Зачем цифры и формулы, когда есть Интернет? А это все особенности мозга.
Если мы этого не сделаем до 25 лет, наш мозг будет походить не на iPhone Pro (как мог бы), а на Nokia 3310. Крепкий корпус, но ограниченный функционал. Когда мы рождаемся, в мозге находится больше клеток (нейронов), чем нам необходимо. Для формирования любого навыка или знания, мозгу необходимо соединить между собой определенные нейроны. И постепенно он становится похож на сложнейшую дорожную карту, где один путь ведет к умению ходить, другой к умению читать, третий — писать сообщения и так далее.
Но, чтобы дорожная карта не получилась слишком уж сложной, раз в несколько лет, мозг избавляется от лишних клеток, которыми не пользовались. Одна из самых серьезных чисток приходится на подростковый возраст. А завершается процесс к 25 годам. Все, что вы не освоили до этого, потом освоить будет очень трудно или даже невозможно.
Да, вам никогда может не пригодится котангенс, но вам точно пригодится нейронная сеть, которая сформировалась в попытке понять, что это такое. Навыки вообще очень сильно связаны друг с другом и вы никогда не знаете, в каком месте вылезет «квадрат гипотенузы» и «болтик в разрезе». Зачастую мы не «X» и «Y» ищем, а учимся решать проблему и быть настойчивыми (мегаскилл современности).
Никто не становится «успешным» исключительно на «природных данных, ничего не делая». Те же самые популярные блогеры чаще всего работают 24/7. Да и как вы собрались писать хороший контент-план, если не научились писать в школе сочинения?
А что касается Интернета… В чате GPT качество ответа напрямую зависит от качества промта. Чтобы решить проблему, ее надо сначала осознать. Ну и ваше могущество в этом случае ограничивается зарядом батареи, количеством «гигов на тарифе» или охватом сети.
Именно поэтому родители так настаивают на учёбе. Они не хотят, чтобы ваш мозг остался на уровне простенького кнопочного телефона, когда вокруг будут «летать» последние iPhone.
Знаете, что прогнозирует успех с бОльшей вероятностью, чем тесты IQ? Умение откладывать удовольствие и настойчиво работать ради отдаленных целей. И это именно умение. Навык. Мы с ним не рождаемся. Самоконтроль формируется очень постепенно и поначалу идет за счет внешних сил — наших родителей.
К счастью для себя, подростки не помнят этих приключений с поиском туалета на улице или газончика. И это при том, что родители 100 раз предлагали пописать перед выходом. И теперь, дорогие мои подростки, представьте себе, что родители годами… ГОДАМИ регулировали то, что с вами происходило и разгребали последствия. И это было их главной задачей и ответственностью.
Поэтому, когда родитель «заставляет» ребенка что-то делать, это обычно исходит из его привычки о нем «заботиться». Из страха, что он чему-то не научится сейчас и потом будет поздно. Из страха, что он не сможет потом хорошо устроиться в жизни и так далее.
И если у подростков аналитический центр (префронтальная кора) еще не созрел, то у взрослых он уже давно работает на полную. И одна из его главных задач теперь — делать прогнозы. Он ищет возможные риски и пытаться их предотвратить: «Будет бегать — ударится. Не сдаст экзамены — не поступит в вуз». Они живут в реальности, где уже знают, что многие вещи надо было начинать заранее. Знают кучу людей, которые сожалели, что отнеслись к учебе «как-нибудь». И сами, возможно, ими являются. И они уже забыли, как это — быть подростком.
Здесь работает «проклятие знания». Когда ты что-то уже давно знаешь и умеешь, тебе уже сложно представить, каково это — не знать и не уметь. «Развидеть» увиденное и вспомнить, каково это — жить с несозревшим мозгом, который хочет эмоций и удовольствия прямо сейчас, а не через 10 лет. Им кажется, что если они все понимают, то и вы должны.
Что с этим делать? Разговаривать. Много. Услышать друг друга. Понять и вспомнить.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.